Темный рыцарь: Возрождение легенды
План, придуманный в финале «Темного рыцаря» Бэтменом (Кристиан Бэйл) и инспектором Гордоном (Гари Олдман), сработал: благодаря антикриминальному «акту Харви Дента» организованная преступность в Готэме фактически сошла на нет. Правда, Бэтмену, взявшему на себя ответственность за убийство двуликого прокурора, пришлось надолго исчезнуть из родного города, а Гордон и вовсе оказался не у дел — ведь война с преступниками закончилась. Увы, спустя восемь лет Брюсу Уэйну снова придется напялить на себя резиновый костюм и оседлать бэтмобиль: и причиной тому станет не только похищение из его особняка фамильных драгоценностей, осуществленное дерзкой воровкой Селиной Кайл (Энн Хэтэуэй), но и появление в городе террориста Бэйна (Том Харди) — настоящего чудовища в маске, грозящего уничтожить Готэм и его жителей при помощи созданного самим же Уэйном термоядерного реактора.
Четыре года назад Кристофер Нолан буквально разорвал кинопрокат своим «Черным рыцарем» — монументальным прочтением бэтменовской истории с особенно выразительным соло ныне покойного Хита Леджера в роли Джокера. Многие тогда приняли перезапуск франшизы за спасение жанра кинокомикса. Прошло несколько лет, и стало очевидно, что жанр как был, так и остался жанром (достаточно посмотреть на недавних «Мстителей»), а вот Нолану теперь предстояло во второй раз повторить тот же трюк — снять о приключениях человека-летучей мыши фантастический, но максимально приближенный к реальности боевик о борьбе с терроризмом — а заодно увязать в единое целое сюжетные линии предыдущих серий. С поставленными задачами Нолан и его команда справляются: «Возрождение легенды» начинается с абсурдного, но от того не менее эффектного похищения в воздухе и продолжается в том же духе: и если к сценарию здесь можно предъявлять претензии, то стрельбы, взрывов и прочих масштабных неприятностей хватило бы и на добротный военный сериал. Находят свое место в «Возрождении легенды» и уже подзабытые персонажи: заточенный в азиатскую темницу Брюс Уэйн видит в галлюцинациях своего наставника Ра’с аль Гула, Селина Кайл рассекает по улицам в сдвинутых на затылок очках, похожих на кошачьи ушки, а суд в городе, захваченном террористами, вершит свихнувшийся психиатр по кличке Пугало.
Нолан вновь снимает кинокомикс с толстовским размахом — и можно сколько угодно спорить о правильности такого подхода («Возрождению легенды», конечно, не хватает легкости и ироничной глумливости бертоновских экранизаций), но глупо отрицать, что режиссер берет заявленный вес. Да, это массивное, порой затянутое, чересчур серьезное кино, но оно не провисает под тяжестью своих амбиций и среди прочего, например, доказывает, что современный блокбастер не обязательно должен быть смонтирован в ураганно-тошнотворном ритме. Монтаж «Темного рыцаря» размеренный, сцены драк не кажутся суматошными. В сущности Нолан проворачивает сомнительный, но довольно ловкий трюк — раздутый, мегаломанский жанр летнего кино он приравнивает к опере. Редкий случай, когда работающий с двухсотмиллионным бюджетом режиссер не опускается до уровня публики, а напротив, приучает ее к развлечениям не для всех.