Написано Сергеем Довлатовым
Режиссер Роман Либеров набивает руку на биографиях писателей, с расчетом, очевидно, на гипотетические бюджеты героических байопиков; все с чего-то начинали, старт Либерова пришелся на 2009й год, когда выпускник ВГИКа и внештатник BBC снял первый полный метр — ’’Юрий Олеша. По кличке Писатель’’. За ним в фильмографии Либерова следуют жизнеописания Бродского ’’Иосиф Бродский. Разговор с небожителем (2010)’’ и Владимирова ’’Один день Жоры Владимова (2011)’’, наконец, руки дошли до Сергея Довлатова. Темы Либеров выбирает более чем удачные, целевая аудитория очевидна и достаточно многочисленна. В ’’Написано Сергеем Довлатовым’’ текст читает Сергей Пускепалис, саундтреком звучат Billy’s Band, в кадре рассуждают о писателе дочь и вдова — тон повествования, казалось бы, очевиден.
Однако же фигура Довлатова куда более мифологична, чем предыдущие герои Либерова — и Довлатов написавший запутывается в Гордиев узел с Довлатовым написанным, разрубить этот узел Либерову не удается, да он и не пытается; фигура Довлатова ценна именно этой двойственностью. Автор удивительным образом точней в кривом зеркале вымысла, а не в документальной истории. Понял ли это Либеров, или просто не справился с интонацией сухого биографического очерка — но фильм получился довлатовским и по сути, и по содержанию. А скорее всего, это довлатовский текст имеет над читателем такую своеобразную власть и трактовать его иначе невозможно.