Никто не выживет в одиночку
Двое, Делия и Гаэтано, свежеразведенная пара, сидят в ресторане и пытаются понять, как же так вышло. Как вышло, что сначала у двух незнакомых людей — сценариста и врача-диетолога, к которому он пришел на прием, — возникла симпатия друг к другу. Потом любовь, которая все прощает и все искупает. Сглаживает недостатки и шероховатости. И делает мир краше, чем он есть. Как это чувство сменяется раздражением от брошенного в ванной банного халата, от чавканья и манеры смеяться. И вот уже кажется, что буквально все бесит в некогда близком человеке. И двое становятся узниками в собственной семье, замурованными под постепенно отвердевающими пластами любви. Остается только недовольство и молчание.
Мадзантини не дает героям выйти из-за столика. На протяжении всего романа они сидят в кафе и разговаривают. Каждый в отдельности и они вместе вспоминают прошлое и пытаются отследить момент, когда ушла любовь, когда они надоели друг другу и осталась только необходимость вместе растить двоих маленьких детей. Делия запускает в Гаэтано шариком мороженого в лицо, но и эта вспышка эмоций не заставляет их выйти из-за столика.
Художественный метод Мадзантини не в игре с реальностью, а в психологическом правдоподобии. Фиксация малейшего душевного движения героя или героини для нее важнее всего остального. Поэтому эти двое словно приросли к своим стульям, а роман выглядит как наглядное пособие по изучению психологии разводящихся пар. И каждый, кто хоть раз проходил через расставание, читая, будет поочередно узнавать себя то в Гаэтано, то в Делии.