Последняя сказка Риты
Полнометражный игровой дебют Ренаты Литвиновой завершался песней «Любовь как случайная смерть» — новый фильм актрисы и сценариста про смерть как случайную любовь. Конечно, это режиссерский бенефис — с мощным составом в лице Татьяны Друбич, Алисы Хазановой и еще десятка колоритных фигур, как актерских, так и не очень (в частности, впервые на экране появляются режиссер Николай Хомерики и московский ресторатор Дмитрий Борисов). Все слагаемые фирменного стиля здесь на месте: много абсурдистского юмора, красивых интерьеров и томных женщин. Хотя формально Литвинова тут не в главной роли: это место она уступает первоклассной актрисе Ольге Кузиной, которая играет ложащуюся в разрушающуюся московскую больницу женщину-вамп по имени Маргарита Готье. Литвинова же — в роли смерти без косы, но с красивыми нарядами, что препровождает людей с красивыми душами (в данном случае — Готье) в мир иной. Препровождает достойно — с танцами и музыкой.
Сними что-то подобное — вычурное, медленное, сумбурное — любой другой режиссер, от фильма не оставили бы камня на камне. За все эти бессмысленные руины, заснеженные просторы и красные покрывала. За сцены за гранью добра и зла: вроде той, где героиня Друбич выпивает из горла, сидя на скамейке под дождем в окружении черных воронов. Но фигура и роль Литвиновой в «Последней сказке» делает ее неуязвимой для критики: кидать камни в человека, снявшего на собственные деньги настолько бескомпромиссный к жанровым рамкам фильм, себе дороже. Литвинова подтверждает статус единственной русской кинодивы — таковым положено участвовать для собственного удовольствия в заведомо безбюджетных и рискованных проектах (этим охотно занимаются королевы экрана всех мастей — от Жюльетт Бинош до Сандрин Боннэр), а уж затевать их — тем более.