Как я делала национальный бестселлер
Что значит быть номинатором? Это значит, я могу выдвинуть на соискание премии любое прозаическое произведение (художественную или документальную прозу, публицистику, эссеистику, мемуары), написанное или впервые опубликованное в 2008 году.
«Сахарный Кремль», тут же подумала я. Удивительное дело, но хотя Владимир Сорокин — признанный классик отечественный литературы, переведенный на все европейские языки, у нас в России литературных премий ему не дают. Сорокин дважды выходил в финал «Нацбеста» — в 2002 году с книгой «Пир» и в 2008 с «Опричником». И ни разу не победил, несмотря на то, что «Опричник» — наверное, лучшее из того, что он когда-либо написал. После выхода «Сахарного Кремля» продолжения «Опричника» эта дилогия приобрела масштаб серьезной антиутопии. Так пусть же Сорокин наконец получит за него «Нацбест», а то прямо уже как-то обидно…
Потом я подумала, что Сорокин и «Нацбест» все-таки мало друг другу подходят. «Нацбест» оригинальная, но не самая крупная и влиятельная в России премия, а значит, нечего Великому Русскому Писателю (неофициальное прозвище Сорокина) делать в списке рядом с теми, кто производит массовую литературу.
Тогда я вспомнила другую заметную книгу 2008 года — роман Анны Борисовой «Креативщик». Не шедевр, но вполне свежий и бодрый. А кроме того, и правда бестселлер, что вполне сочетается с названием премии. И ничего, что автор, скрывшийся под псевдонимом, не известен, ну получат, в крайнем случае, премию издатели, делов-то!
И тут я решила еще раз перечесть «Положение о премии», где сказано: «Девиз премии «Проснуться знаменитым». Цель премии вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал произведений, отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами». Тогда получается, что нет смысла будить для славы не только Сорокина, но и абстрактную Анну Борисову, плакатами которой увешана вся Москва!
Лучше выбрать молодого, не очень известного, но уже заявившего о себе автора. Такой как раз есть Александр Снегирев (рецензию на его книгу «Нефтяная Венера» и интервью читайте в номере Time Out от 16 февраля). Ему 28 лет, он лауреат премий «Дебют», «Венец», «Эврика», выпустил два романа: «Как мы бомбили Америку» и «Нефтяная Венера». Скоро выйдет его сборник рассказов «Моя малышка». К тому же «Венера» написана хорошим простым языком, сюжет наверняка понравится читателям, и Снегирев по всем параметрам заслуживает этой премии.
Но сомнения грызть меня не перестали: все упомянутые выше люди — и маститый классик, и попсовый аноним, и молодой писатель — публикуются в издательстве АСТ. Этот холдинг за минувший год переманил к себе столько очень разных авторов, что в наступившем году по-любому не останется в накладе: половина всех литературных премий точно будет у него, а в некоторых случаях 8 июня, когда объявят победителя «Нацбеста», издательство будет соревноваться само с собой.
Но я-то голосую за перспективного писателя, а не за издательство, так что пусть все-таки будет Снегирев.