Как я делала национальный бестселлер | Главное | Time Out
Главное

Как я делала национальный бестселлер

Наталья Кочеткова   6 февраля 2009
3 мин
Как я делала национальный бестселлер
Признания номинатора премии «Национальный бестселлер». Книжный обозреватель Time Out Наталья Кочеткова признается, как сделала свой нелегкий выбор.

Что значит быть номинатором? Это значит, я могу выдвинуть на соискание премии любое прозаическое произведение (художественную или документальную прозу, публицистику, эссеистику, мемуары), написанное или впервые опубликованное в 2008 году.



«Сахарный Кремль», — тут же подумала я. Удивительное дело, но хотя Владимир Сорокин — признанный классик отечественный литературы, переведенный на все европейские языки, у нас в России литературных премий ему не дают. Сорокин дважды выходил в финал «Нацбеста» — в 2002 году с книгой «Пир» и в 2008 с «Опричником». И ни разу не победил, несмотря на то, что «Опричник» — наверное, лучшее из того, что он когда-либо написал. После выхода «Сахарного Кремля» — продолжения «Опричника» — эта дилогия приобрела масштаб серьезной антиутопии. Так пусть же Сорокин наконец получит за него «Нацбест», а то прямо уже как-то обидно…



Потом я подумала, что Сорокин и «Нацбест» все-таки мало друг другу подходят. «Нацбест» — оригинальная, но не самая крупная и влиятельная в России премия, а значит, нечего Великому Русскому Писателю (неофициальное прозвище Сорокина) делать в списке рядом с теми, кто производит массовую литературу.



Тогда я вспомнила другую заметную книгу 2008 года — роман Анны Борисовой «Креативщик». Не шедевр, но вполне свежий и бодрый. А кроме того, и правда бестселлер, что вполне сочетается с названием премии. И ничего, что автор, скрывшийся под псевдонимом, не известен, ну получат, в крайнем случае, премию издатели, делов-то!



И тут я решила еще раз перечесть «Положение о премии», где сказано: «Девиз премии — «Проснуться знаменитым». Цель премии — вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал произведений, отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами». Тогда получается, что нет смысла будить для славы не только Сорокина, но и абстрактную Анну Борисову, плакатами которой увешана вся Москва!



Лучше выбрать молодого, не очень известного, но уже заявившего о себе автора. Такой как раз есть — Александр Снегирев (рецензию на его книгу «Нефтяная Венера» и интервью читайте в номере Time Out от 16 февраля). Ему 28 лет, он лауреат премий «Дебют», «Венец», «Эврика», выпустил два романа: «Как мы бомбили Америку» и «Нефтяная Венера». Скоро выйдет его сборник рассказов «Моя малышка». К тому же «Венера» написана хорошим простым языком, сюжет наверняка понравится читателям, и Снегирев по всем параметрам заслуживает этой премии.



Но сомнения грызть меня не перестали: все упомянутые выше люди — и маститый классик, и попсовый аноним, и молодой писатель — публикуются в издательстве АСТ. Этот холдинг за минувший год переманил к себе столько очень разных авторов, что в наступившем году по-любому не останется в накладе: половина всех литературных премий точно будет у него, а в некоторых случаях 8 июня, когда объявят победителя «Нацбеста», издательство будет соревноваться само с собой.



Но я-то голосую за перспективного писателя, а не за издательство, так что пусть все-таки будет Снегирев.