Камертон. Интервью с Ренатой Литвиновой
У Ренаты разные глаза. Один молодой, другой старый. Она сидит за столиком в кафе, не узнаваемая официантками, потягивает крошечный эспрессо: «Абсолютный шедевр у Киры вышел, прорыв. Она сняла черно-белый фильм-загадку, полный пронзительной жалости, которая не унижает, а совсем наоборот.
Фильм Настройщик на первый взгляд анахроничен. В нем рассказывается о жизни, какой она была десять лет назад: непонятно откуда взявшиеся обеспеченные тетушки преклонных лет и обкрадывающие их проходимцы, брачные авантюристы, работающие по газете Из рук в руки, и девушки, поющие авторские песни в трамваях. Все это осталось в провинции, говорит Рената. Всего 20 км от Москвы и попадаешь в такую жизнь. Я проехала с туром по стране и поняла, что Москва не есть наша родина. У нас тут отдельное государство, а в России совсем другие отношения, другие реалии. Я ехала вдоль унылых полей, любую армию забрось в них, и она исчезнет. Слегка прибило меня, конечно.
Героиня Ренаты в Настройщике из хорошей семьи, с деньгами и понятиями. А влюбилась она в умника без копейки и ушла к нему жить на чердак. Умник умеет и вязать, и рояли починять, но как-то не вписывается в привычный мир девушки, и тогда она решает ему помочь. Влюбленные становятся Лисой Алисой и Котом Базилио. Их трехчасовое путешествие в стране богатеньких дураков зрелище трудное и назидательное.
Такие девушки есть. Их полно, я их постоянно встречаю, Рената уверенно кивает головой. Мы подобными вещами не занимаемся уже в силу своего возраста, но я бы с удовольствием вернулась в те времена, к тому авантюрному состоянию души. Когда я ходила беременная, у меня произошло 70-процентное оглупление организма, прикрытое красивым материнским инстинктом. Примерно то же происходит в периоды благополучия: все покрывается жиром. Я склонна от этого уходить, подвергать себя жизненным тренировкам и постоянно меняться.
Героиня Ренаты придумала себе концепцию мщения. Она будет грабить и убивать тех, кто сделал много абортов. Много это сколько? Сама героиня пережила три, значит, виновны перед Богом те, у кого на счету больше трех. Я к роли легкомысленно относилась, даже не задумывалась, текст учила накануне съемки. Была в хроническом недосыпе, только что сняла Богиню и еще ее не смонтировала. Но роль получилась веселая.
Кира читала сценарий Богини, и в Настройщике были некоторые ответы на мой текст. Возник диалог. Когда у нас шли переговоры с Венецианским фестивалем, говорили, что наши фильмы очень близки. Я вообще Киру воспринимаю как родственника, так давно мы вместе. Жаль, я ее не сняла в Богине. Было бы гениально, если бы у меня играла Кира Муратова.
И Кира, и Рената любят непрофессиональных актеров: Практика показывает, что не всегда актеры с образованием яркие личности. А на экране должны появляться персонажи. В Настройщике лиц странных и притягательных пруд пруди. Интрига, выстроенная Муратовой, была бы насквозь искусственной, если бы не все эти продавцы и случайно попадающие в русло повествования люди.
Лучшая сцена фильма показывает несколько минут из жизни бомжихи. Вот она роется в помойке на заднем дворе ресторана, находит косметичку с почти целой помадой, красит губы. В ресторане героиня Ренаты не знает, как справиться с заказанной порцией рыбы и бутылкой вина. Она манит бедную женщину к себе, терпеливо объясняет, что та может есть и не бояться. Сытая и пьяная, та выказывает незнакомой дамочке высшее доверие задирает свою старую вязаную кофту и демонстрирует несуществующие красивые синие полосочки на рубашке.
Вы думаете, хороший эпизод? А на стадии монтажа все вокруг ходили и говорили: Это лишнее, это надо вырезать. Мне нравятся городские сумасшедшие. Они как укор мы по сравнению с ними защищены, а вот они беззащитные. Непонятно, где на самом деле кроется сила… Я еще пять лет назад говорила, что городские сумасшедшие источник дизайнерских идей. Их нельзя обижать, так же, как музыкантов нельзя обманывать на деньги.
Но в настоящей жизни вымогатели не щадят никого, неужели Рената никогда с ними не сталкивалась? Я не настолько зациклена на деньгах. Даже если что-то и происходит, меня это не очень травмирует. Понимаю, что деньги важны, но они не приносят любви. За ваши деньги вас не полюбят. А так как смысл жизни в любви… Смысл жизни мы назначаем себе сами, и правильно было бы этим смыслом назначить себе любовь. А смысл фильма Настройщик? Учеба. Я не могу сказать, что моя героиня злодейка, а богатые женщины, ее жертвы, святые. Очевидного зла нет.
Минутная задумчивость, пара звонков по телефону, и Рената возвращается к теме Киры Муратовой. Если бы все девушки так хвалили своих подруг, на земле воцарился бы рай. Я ей удивляюсь, ее кино моложе и моложе год от года. Повезло мне, что я встретила Киру. У нас с ней сейчас в работе проект про стареющего плейбоя. Его будет играть Богдан Ступка, он встречает девушку мечты меня, то есть. И сценарий тоже мой, достаточно старый. Cюжет? Рената пожимает плечами, смотрит своими волшебными глазами сначала молодым, потом старым: Мужчина женщина, встречи расставания, отличный бодрый сценарий».