Режиссер «Гоморры» Маттео Гарроне: «Чтобы победить преступность, одной армии недостаточно»
В американском кино принято изображать гангстеров жестокими, но не лишенными шика и сентиментальности. Тони Сопрано — ответственный отец, Вито Корлеоне любит кошек, даже в Тони Монтане из «Лица со шрамом» есть какое-то звериное обаяние…
Это все прекрасные фильмы, и я их не критикую. Но в Италии, особенно в Неаполе, гангстеры — обычные преступники, в них нет ничего романтического или великого. Я хотел показать структуру мафии не сверху вниз, как обычно ее показывают в кино, а с точки зрения обычных людей, которые попали под перекрестный огонь. В небольших ролях у нас даже играют люди, которые когда-то сидели.
Мне показалось, что в полусгоревшем доме из первой сцены есть что-то знакомое. Это цитата?
Да, это реальный дом, который построил один мафиозный босс. Он дал архитектору кассету с фильмом «Лицо со шрамом» и сказал: «Хочу такой же». Потом его посадили, а дом был разрушен. Когда мы там снимали, у меня было ощущение, что мы занимаемся археологией, типа раскапываем памятники Римской империи.
А в Неаполе что, действительно постоянная городская война идет?
Ага. Я римлянин, и я был в шоке, когда узнал, что всего в двух часах езды находится зона постоянных военных действий. После того, как наше кино рвануло на всю страну, правительство прислало в Неаполь войска. Так что теперь там сражаются еще и регулярные части.
И кто побеждает?
Да никто. Одной армии недостаточно. Конечно, важно отправлять преступников в тюрьму, но нужно что-то делать изнутри, а это уже политика. Нужны хорошее образование, программы занятости. Я все эти проблемы бедных неаполитанцев принимаю близко к сердцу. Герои «Гоморры» — это люди, которые нас принимали, доверяли нам, позволили рассказать их историю. Они были моими первыми зрителями, и я считаю, что задолжал им.
А вы каких вообще политических взглядов придерживаетесь?
Я не считаю себя политически подкованным. Но проблемы черного рынка, насилия, наркотиков встречаются по всему миру, и это меня действительно заботит. Тут все очень сложно: с одной стороны, я не могу найти выход сам — но я могу показать его хотя бы в своем фильме.