Москва танцующая: где учат свингу, танго и капоэйре | Город | Time Out

Москва танцующая: где учат свингу, танго и капоэйре

Павел Зельдович   5 марта 2009
16 мин
Москва танцующая: где учат свингу, танго и капоэйре
Главное — определиться, в каких ситуациях применять свое умение и к какой музыке и ритмам больше лежит душа.

Так ли необходимо уметь красиво двигаться в такт музыке, когда все равно мало кто вокруг это умеет? Подобная точка зрения вмиг рассеивается, как только встречаешь людей, действительно умеющих танцевать. В этот момент осознаешь: кое-что в жизни упущено. Наше тело, довольны мы им или нет, просто никогда не было использовано по назначению — то есть не двигалось по-настоящему.

Танец — не просто гимнастика, холодная механика мышц. Это вещь страстная, поэтому научиться танцевать — значит освободить свои чувства. Тут главное определиться — в каких ситуациях применять свое новое умение и к какой музыке и ритмам больше лежит душа.

Брейк-данс
Акробатика улиц

Читайте также:
Танцевальный марафон: лучшие балетные спектакли
Танцы на все случаи жизни

Бальные и народные

Бальные танцы (их еще называют «классикой») служат хорошим показателем этикета и хорошего воспитания. Их можно разделить на две группы — европейские и латинские. Европейские: английский вальс, венский вальс (быстрый), танго (в ханжеском европейском варианте), фокстрот и быстрый фокстрот. Латинские: ча-ча-ча, румба, самба, джайв и пасодобль. Это те самые бальные танцы, на которые родители насильно водят детей. Но начинать учиться лучше в сознательном возрасте.

У зрелого человека немало стимулов освоить бальные танцы. Умение их танцевать говорит (особенно у нас, где мало кто ими владеет) о принадлежности к успешным и просвещенным людям и помогает, к примеру, на официальных мероприятиях. Кроме того, умение танцевать вызывает восхищение противоположного пола. Основатель собственной студии Ольга Ершова утверждает, что бальные танцы — необходимый атрибут в общении с иностранцами. В Европе, к примеру, их знают многие, это часть элементарного воспитания.

В студии Ершовой — одной из первых танцшкол в Москве — можно научиться почти всем парным танцам от бальных до народных. Лично я наивно предполагал, что последние изучают лишь особые энтузиасты где-нибудь в этнических общинных центрах. Но и в народных танцах есть вполне разумный практический смысл — к примеру, если русская невеста выходит замуж за горца, то ее умение танцевать по-кавказски только приветствуется будущими родственниками.

Занимаются здесь, как правило, группами по 4—5 человек. Ставка делается на светское применение танца, а не на олимпийские успехи — под одну гребенку не причесывают, а работают с каждым индивидуально.

Танцевальный салон Ольги Ершовой
235 4400, Валовая, 19а, м. Павелецкая

Ольга Ершова, руководитель танцстудии:

Советское поколение, рожденное в 40-е и 50-е годы, считает, что для мужчины танцевать несерьезно и смешно. Но сейчас многие начинают понимать, что танцевать — это не только модно, но и престижно, что это демонстрирует социальный и культурный уровень человека, его статус. Так что контингент мужчин, которые занимаются танцами, — это в основном люди «продвинутые» и успешные.

Еще мы учим тех, кому нужно освоить обычаи определенной культуры. Например, приходит к нам человек и заявляет, что уезжает в Израиль, и просит научить его еврейским танцам.

Танго

Танго, хоть и включается в состав бальных танцев, все же стоит особняком из-за своей страстности и нескромности. Танго — это образ жизни, как минимум — поведения, с четкой ролевой расстановкой «ведущий — ведомая». Этот танец обладает своеобразной магией — танцующие совершенно изменяются внешне и внутренне, а после танца могут даже не узнать друг друга.

По одной из версий, танго зародилось в грязных борделях Латинской Америки времен испанских конкистадоров, исполняли же его двое мужчин за право первым заполучить женщину. Нет, в этом не было ничего гейского — ритуал носил характер борьбы, конкуренции между двумя самцами.

Существует много разновидностей танго: аргентинское, европейское, креольское и даже финское. Но главные — первые два. Европейское танго было переработано английскими хореографами, в результате чего от корневой сексуальности и теплоты оригинального танца остались рожки да ножки. Новый вариант больше приближен к бальной традиции — он имеет резкую, спортивную хореографию, с быстрым перемещением по залу. В отличие от южноамериканского варианта, партнеры почти не смотрят друг другу в глаза. Однако главная составляющая танго не исчезла даже в выхолощенной версии: это образцовая модель поведения мужчины и женщины. Нет другого танца, во время исполнения которого партнеры так сильно ощущали бы свой пол. В танго мужчина — это, безусловно, самец, вожак. Его задача — вести пару в том темпе и направлении, в каком сочтет нужным.

В Москве регулярно проводятся вечеринки танго и встречи профессиональных танцоров. Зрелище это жаркое, но, не умея танцевать, делать там нечего. В танцевальном зале Dancepoint танго учат танцевать любого, к тому же за весьма умеренную плату. Занимаются здесь совсем маленькими группами — в основном люди средних лет. Первое впечатление — чересчур уж спокойная и умиротворенная атмосфера. Музыка — тихие записи 20-х годов. Это спокойствие немного настораживает — так могут выглядеть танцевальные вечера в доме престарелых. А где страсть? Где, в конце концов, эротизм?! В этот момент я обратил внимание на пару студенческого возраста, а точнее, на девушку и на то, как она ритмично двигает бедрами. Такой сладострастной грации могла бы позавидовать опытная стриптизерша. Но, как только музыка стихла, девушка спокойно отошла в сторону совершенно нормальной походкой и с абсолютно нейтральным выражением лица. И тут стало понятно: вот оно! Это и есть магия танго, если человек способен так преобразиться в танце, что его потом едва ли можно узнать. Еще одна пара, на этот раз супружеская, вполне зрелых лет, танцевала в другом конце зала. С одной стороны, она выглядела необычно на фоне остальных — функции ведущего, скорее, исполняла женщина. Но ее глаза светились страстью, и это могло бы служить лучшей рекламой танго. Видно было, что супруга получает удовольствие от процесса, какое не снилось никому из присутствующих. На мужа она смотрела так, будто им обоим по 18 лет и медовый месяц длится до сих пор.

Студия Dancepoint
763 6559, Нагатинская, 29, корп. 4, м. Коломенская

Руслан Коротков, педагог студии Dancepoint:

Каждый пришедший учиться имеет какую-то цель, люди редко приходят просто от скуки. Цели у всех разные — кто-то насмотрелся «Танцев со звездами» и хочет научиться так же, кто-то мечтает какие-то барьеры в себе разрушить и раскрыться.

Для кого-то танец — это хобби. Есть такие, кто хочет решить свои личные проблемы — познакомиться с кем-нибудь… Здесь люди раскрываются и избавляются от комплексов. Вот придет зажатая девушка — и совсем себе не нравится, даже если она очень даже ничего. Через несколько месяцев это будет совершенно другой человек — активный, смелый, раскованный. Танго улучшает общение с противоположным полом.

Во многих танцевальных школах людей пытаются обучить безупречной гладкой технике. Наша задача — чтобы клиенты получили еще и удовольствие от самого танца.

Свинг

Свинг, как и линди-хоп, как и буги-вуги, относится к джазовым танцам, имеющим чернокожие корни. Что это такое, можно понять, посмотрев мюзикл «Стиляги» Валерия Тодоровского про «золотую молодежь» СССР 50-х годов. Собственно, после этого кино и пошла волна интереса к свингу, хотя в Москве ему можно научиться уже давно.

В клубах такую музыку почти не играют, что делает свинг эксклюзивом для эстетов. Но умение танцевать под свинг-музыку демонстрирует опять же эрудицию, а также стильную «ретрушность».

Занятия в театре «Буфф» проходят в огромном зале. Репетиция еще не началась, но вокруг уже танцуют пары, разминаются. Люди ведут себя очень расслабленно, болтают, потом снова танцуют — кажется, что находишься не в танцклассе, а на вечеринке. Муштры нет, все танцуют как хотят и просто ловят кайф от самого исполнения. Как и в случае с танго, свинг и буги-вуги — очень эротичные танцы. Если до танца у девушки просто хорошая попа, то во время него она кажется САМОЙ КРАСИВОЙ ПОПОЙ В МИРЕ. Эти повороты, вихляние бедрами, притопы-прихлопы, подбрасывание партнерши вверх просто не позволяют сидеть в стороне и смотреть. Ноги сами начинают отстукивать ритм, и хочется плюнуть на все и выйти танцевать. Но главное, что эти танцы дают удивительное чувство раскрепощенности, свободы, даже наглости. Именно поэтому свинг на сто процентов современный танец. Настолько же современный, как и желание любоваться привлекательной женской попой.

Театр «Буфф»
250 1510, Лесная, 59, стр. 1, м. Менделеевская

Владимир Ишимов, педагог театра «Буфф»:

Философия свинга — это философия свободы, свободы самовыражаться. В других школах и жанрах много ограничений — ты должен танцевать именно так, а не иначе. Но в свинге куча вариантов, как можно сделать то или иное движение. Главное в этих танцах — ощущение пластики, ритма.

После выхода «Стиляг» Валерия Тодоровского количество моих учеников увеличилось в несколько раз. А все благодаря одному музыкальному номеру в фильме — «Мы танцуем буги-вуги». Кстати, буги-вуги никогда не был американским танцем, как все думают. Он появился с подачи американцев в Германии сразу после Второй мировой войны.

Свинг, буги — очень эротичные, вызывающие танцы. Когда появился свинг, он уже содержал в себе протест против зануд и консерваторов. Взять хотя бы подбрасывание партнерши вверх: где до свинга можно было так рассматривать женское белье? Но все равно добавлю: в свинге главное — не что ты танцуешь, а то, как ты танцуешь. А танцевать свинг надо свободно! Отсюда и вся эротичность.

Брейк-данс

По сути, что это такое — брейк-данс? Акробатика улиц, поэтому танец и популярен у людей до 30. Трюкачество и хореография как единое целое. Здесь даже музыкальное сопровождение не так уж и важно. У брейка множество ответвлений, где танцевать можно почти под что угодно — хоть под Филиппа Гласса. Именно трюкаческая составляющая во многом вызывает чувство здоровой зависти к танцорам, как к фокусникам или канатоходцам. На гламурных и томных r’n’b-вечеринках в эпицентре событий обычно оказываются несколько брейкеров, или би-боев (В-boys). Даже если перед тобой десятки распаренных красоток, трущихся задами друг о друга, смотреть на ребят, которые способны плясать на руках, заплетаться в штопор или крутиться на голове как юла, намного интереснее.

Брейк-данс постоянно развивается и пополняется все новыми трюками и движениями. Несмотря на то что брейк — вещь самостоятельная, его можно отнести и к клубным танцам, так как в условиях «ночного отжига» знание его техники идет на ура.

Брейк-данс бывает верхним и нижним. Верхний брейк («верха») — когда человек двигается на ногах — легче в исполнении, но требует много артистизма. В число приемов входят «робот» (резкие движения с жесткой фиксацией, как у Железного Дровосека), «волна» (как будто у человека волна проходит по телу и меняет его пластику), различные виды «лунных походок» (как у Майкла Джексона) и многое другое. Нижний брейк танцуется на земле (или на полу) — в нем больше акробатики, зато он часто эффектнее смотрится, что естественно для любого трюкачества. Вращение на голове, на руках, различные фигуры с минимумом точек опоры (кое-что напоминает русскую пляску вприсядку) — это из арсенала нижнего брейк-данса.

Корни брейк-данса — из Нью-Йорка конца 70-х. Он появился среди животного насилия, массовой нищеты и невежества чернокожих гетто. Получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу для афроамериканцев в то время было почти невозможно. Чтобы не сойти с ума, можно было либо влачить серое существование, либо продавать наркоту и торговать женщинами, ну и, наконец, можно было раскрыться творчески, в меру сил и знаний. Последнее стало эскапизмом для молодых жителей гетто, попыткой забыться, полностью раствориться в новом искусстве. Таковым оказался хип-хоп — многослойный коктейль из урбанизированных африканских ритуалов, современной черной музыки и городского фольклора. Суть — в саморазвитии, в возможности творить здесь и сейчас, доступными средствами и без какого-либо специального образования.

Решив познакомиться с этим стилем поближе, я отправился в студию Volnorez. Ожидая встретить ораву брутальных уличных парней с хорошей координацией, гордо вертящихся на головах под скретчи диджеев, я вошел в маленький зал в подвале жилого дома, где кружком вокруг педагога сидела маленькая группа, в основном из девушек лет 18-ти. Преподаватель Антон задумчиво повертел в руках плеер, затем, включив тяжелую на слух замысловатую электронику, кокетливо окликнул группу: «Ну что? Поджемуем под это?» и стал первым показывать пример.

Школа брейк-данса Volnorez
771 0731, Новослободская, 45/3, м. Менделеевская

Антон Климат, педагог школы брейк-данса Volnorez:

Помните, был такой известный в конце 90-х отечественный клип Da Boogie Crew «Вы хотели party»? Это видео в свое время воспитало всех отечественных преподавателей брейка. Все, кто захотел этим заниматься после просмотра клипа, стали впоследствии преподавать.

А я стал обучать в 1998-м, как раз примерно в это же время. Главной причиной послужила ужасная ситуация в тусовке: никто никого не учил танцевать. Это просто не было принято. Люди смотрели на опытных ребят и пытались подражать. Но за этим не стояло никакого метода, никакой осознанности, развития тела, ничего. И так продолжается до сих пор в большинстве школ брейк-данса. Для нас главное — чтобы можно было объяснить одну технику пяти разным людям. Ведь все разные. Кто-то более чувственный, кто-то скорее аналитик, кто-то просто тупой физрук. А надо суметь объяснить всем.

В верхнем брейке раньше было больше девочек, а в нижнем — мальчиков. А сейчас все примерно смешалось. Еще изменились педагоги — они стали более опытными. Но самый большой прогресс произошел в количестве техник, оно возрастает с каждым годом, и появляется все больше элементов, которые приходится разучивать. Не все они остаются со временем — некоторые быстро забываются. Зато наилучшие нововведения впоследствии становятся базой, основой стиля. Но не стоит сильно беспокоиться о сложностях и наворотах. Главный вывод, сделанный мной за последнее время, это то, что научить танцевать можно и слона.

После занятий брейком человек становится более дисциплинированным, учится ставить перед собой задачи и выполнять их. Когда ты видишь, как кто-то танцует лучше, ты хочешь его обойти. Такая страсть к соревнованиям очень укрепляет волю. Кроме того, человек становится более уверенным в себе, менее чувствительным к мнению окружающих. Во время танца он находится на виду, и ему волей-неволей приходится преодолевать страх перед чужой оценкой.

Меня часто спрашивают, в каком возрасте лучше всего начинать заниматься брейком. Вообще у нас в среднем занимаются люди с 11 до 30.

Капоэйра

Капоэйра — воплощение абсолютной крутизны в танце, наверное, потому, что изначально это и не танец вовсе, а бразильское боевое искусство. Сейчас оно имеет более акробатическое направление, но старая школа ориентировалась именно на то, чтобы проломить противнику череп. В Россию капоэйра впервые проникла вместе с боевиком «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом в главной роли. Капоэйра — прародитель брейк-данса и еще доброй половины фигур в современной хореографии.

Капоэйра возникла в XVIII веке в Бразилии в среде темнокожих рабов. Танец был разработан как скрытая форма протеста против жестоких рабовладельцев, а также как метод решения конфликтов между самими невольниками. Драки между рабами строго наказывались. Поэтому единственно возможным способом для рабов устраивать «разборки» было замаскировать их под танец-ритуал, на который никто не обращал внимания. Бойцы дрались внутри «роды» — хоровода из людей вокруг. В бою они постоянно перемещались, нередко на руках — в капоэйре многие удары наносятся ступнями ног, обращенными вверх. Удары выглядят как случайные соприкосновения танцоров, хотя на деле порой это серьезные травмы. Впоследствии рабы освобождались, но по-прежнему использовали капоэйру для уличного боя в составе криминальных банд. До сегодняшнего дня это искусство дошло скорее как просто культурный памятник темнокожим Бразилии. Боевая составляющая постепенно теряет свою актуальность, зато танцевально-акробатическая, наоборот, сильно набрала обороты.

Капоэйра по сути своей — спорт, не только по жесткости метода, но и по тяжести нагрузок. Но и результат не заставляет себя ждать. Эти тренировки установят потрясающую координацию движений у кого угодно. В этом убеждаешься, наблюдая за разминкой в танцевальном зале «Вортэкс». Представьте себе тучного мужчину 55 лет, похожего на президента солидной компании, который может без проблем встать на руки! Еще здесь учат играть на трех бразильских инструментах и танцевать несколько этнических танцев со сложными бразильскими названиями. Периодически группа капоэйры выезжает на заказные выступления, потому что воспринимается именно как экзотический танцевальный ансамбль, что-то вроде медведей с балалайками. Вообще музыке уделяется ключевое внимание. Когда я спрашиваю знакомую: «Ради чего ты этим занимаешься?», она отвечает: «Ну, прикольно тут. Мы здесь песни поем. Бразильские, представляешь, бразильские!»

Театр-школа «Вортэкс»
459 9842, Ленинградское ш., 58, м. Войковская

Артур, преподаватель капоэйры:

Большинство из тех, кто к нам приходит, часто понятия не имеют, с чем точно связались. Где-то что-то слышали, видели, захотелось самим попробовать, но какого-то точного понимания ни у кого нет. Поэтому часто спрашивают: что делать, если это хромает, то болит, если ты толстый или горбатый… Отвечаю: все нормально. Человек с любой, самой скверной подготовкой и любым телосложением может прийти сюда и поставить себе великолепную координацию и реакцию. Если нет каких-то серьезных медицинских проблем, все будет хорошо. Но пахать придется. Многие бразильские мастера имеют довольно тучное тело, тем не менее они могут вытворять такие вещи, которые мне и не снились.

После тренировок, во-первых, появляется уверенность в себе, во-вторых — быстрая реакция. Сможете почувствовать замах или другую опасность далеко за спиной, а отреагировать — моментально.

Я начал заниматься капоэйрой в 1998 году, до этого — только восточными единоборствами. В России про нее тогда никто никогда не слышал. Я узнал про все это, посмотрев фильм с Марком Дакаскосом. Стал искать, где можно научиться, и нашел первый центр капоэйры, который тогда существовал и куда ходили такие же энтузиасты, как я.

Сейчас к капоэйре относятся именно как к танцу. Раньше она была более грубой, рассчитанной на бой, теперь главное в ней — зрелище.