Николай Гоголь, писк сезона (путеводитель по юбилею писателя)
1 апреля мы традиционно отмечаем День дурака и День математика. Николай Васильевич Гоголь не принадлежал ни к тем, ни к другим, но умудрился родиться тоже 1 апреля. Об этом до недавнего времени мало кто помнил, но 200-летний юбилей все поставил на место. 2009 год был объявлен ЮНЕСКО годом писателя, а в Москве апофеоз торжеств придется на первую неделю апреля. Предлагаем вам гид по праздничному городу, где «самого модного русского классика» (это определение придумал Леонид Парфенов) будут чествовать самые разные люди — от Земфиры до манекенщиц на Russian Fashion Week.
Москву Гоголь покорял постепенно. Поначалу Николай Васильевич бывал в тогдашней нестолице проездом — то из Питера в родовое имение Васильевку, то из Васильевки заграницу. Однако здесь он впервые повстречался с Белинским, здесь подружился с Аксаковым и Щепкиным, здесь прочитал на публике свою «Женитьбу» (тогда «Женихи»), сжег второй том «Мертвых душ» и здесь же окончил свои дни. Довольно значительные вехи в биографии, чтобы прогулка по московским «гоголевским местам» не показалась пустой формальностью.
Начнем с конца — с дома, ставшего для Гоголя последним пристанищем. Это дом графа А.П. Толстого на Никитском бульваре, 7. В советское время сюда переехала городская библиотека №2, и ее сотрудники устроили мини-музей — Мемориальные комнаты Гоголя. В 2005 году это здание уже официально переименовали в «Дом Гоголя», но настоящий «большой» музей Гоголя, к тому же первый в России, открывается здесь только сейчас, аккурат к юбилею. Также к праздничной дате открылись временные выставки в музее Пушкина, Музее Москвы и в Историческом музее.
Во дворе «Дома Гоголя», в милом маленьком садике уныло сгорбился первый московский памятник писателю, созданный скульптором Андреевым ровно сто лет назад — к вековому юбилею. Изначально «грустного Гоголя» установили на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре, и пробыл он там до середины советской эпохи, покуда Сталин лично не распорядился его оттуда убрать. Сидящую фигуру сослали в Донской монастырь, а на ее месте поставили здоровенного «Гоголя-оптимиста». Москвичи восприняли новый памятник язвительно и прозвали место его установки «площадью де Гоголя». Во время хрущевской оттепели старый памятник вызволили из заточения, но на законное место вернуть не решились — и поставили в сотне метров от старого места, в том самом дворике. Вот и стоят у нас два больших памятника большому писателю практически на одной улице. Где еще такое увидишь?
Бродя по гоголевским дорожкам, можно заглянуть и в Большой Каретный переулок, где не только навеки осталась юность Высоцкого, но и жил друг Гоголя, актер Михаил Щепкин. Великий комик играл в прижизненных постановках «Ревизора» и «Женитьбы» в Малом театре, но этот факт в советские годы не уберег его дом №16 от сноса. Не повезло и дому историка Погодина на Погодинской улице — Гоголь несколько раз останавливался там во время приездов в Москву. В 1941-м дом разбомбили.
Завершить прогулку следует посещением Данилова монастыря и Новодевичьего кладбища. На первом погосте его похоронили, но по плану реконструкции Москвы Свято-Даниловское кладбище снесли, а Гоголя переместили на Новодевичье.
Самое громкое юбилейное событие — грядущая всероссийская премьера «Тараса Бульбы». Владимир Бортко снял историческую драму «по мотивам» и даже перенес премьеру с ноября прошлого года на апрель нынешнего — чтобы к празднику подгадать. Главную роль вполне логично он поручил украинскому министру культуры Богдану Ступке, хотя самый фан все-таки ожидается от участия Михаила Боярского — без шляпы и зенитовского шарфа, зато со старопольскими усами. Также обещают эротические приключения Андрия (Игорь Петренко) и его польской возлюбленной. Премьера «Тараса» была чуть ли не самым ожидаемым кинособытием года, но посмотревшие фильм кинокритики ржут в один голос и обещают зрителям незапланированный постановщиками комический эффект. Посмотрим.
Если вам важно быть серьезным — добро пожаловать на кинофестиваль «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты», который пройдет в московской Библиотеке киноискусства имени Эйзенштейна, что на Садовой-Каретной. С 20 марта по 11 июня там можно посмотреть лучшие и редкие работы по произведениям Гоголя, причем не только фильмы, но даже оперы с балетами.
Театры отмечают юбилей как по отдельности — разнообразными премьерами — так и скопом, в виде негромкого и непышного театрального фестиваля, который идет уже с 10 марта и завершится 9 апреля. Имеет место быть и концептуальная акция — сразу три московских театра взялись одновременно показать «Мертвые души». Кстати, эту поэму взял за основу для мюзикла основатель рок-группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин. Но ко дню рождения Гоголя он не поспеет — сейчас написано лишь несколько номеров. Кто, где и когда возьмется за постановку, пока тоже не ясно.
Специальную музыкальную программу подготовил клуб Gogol’ (а как же!). Здесь 1 апреля лидер группы «Воплi Вiдоплясова» Олег Скрипка и украинский же коллектив «Велика Оркестра» устроят шоу под названием «Этно-диско Вечорницi». Публике обещают смесь рока, фольклора, джаза и романса, а также диджейский сет от Скрипки. Дивчины и горилка — по умолчанию.
Не обойдется без поклона Гоголю и крупнейшее модное мероприятие весны — Russian Fashion Week. Неизвестно, будут ли на подиуме манекенщицы в шинелях на коте, но вот специальную коллекцию «Казаки в городе. Фантазии дизайнеров на тему «Тараса Бульбы» покажут 4 апреля. В числе прочего представят костюмы, в которых снимались актеры «Тараса Бульбы», так что можно рассматривать действо и как промо-акцию фильма Бортко.
Чтобы в очередной раз решить, русский писатель Николай Васильевич или все-таки украинский «письменник», провели видеомост «Москва-Киев», где разнообразные деятели культуры ставили вопрос ребром. Михаил Швыдкой заявил, что «юбилей писателя — это повод не для того, чтобы делить Гоголя и «разрывать его на части», что глупо. Это повод радоваться, что у нас есть великий писатель, который нас соединяет — всерьез, надолго, вне зависимости от какой бы то ни было политической конъюнктуры». В итоге все радостно сошлись на том, что Гоголь, как известная марка телефона, «коннектинг пипл».
Гоголь в телеэфире к юбилею — святое дело. На самом культурном телеканале «Культура» прошел многосерийный документально-художественный цикл передач писателя, литературного критика, автора и сценариста телевизионных фильмов, Игоря Золотусского «Оправдание Гоголя». На НТВ 28 марта обещают премьеру «сенсационного» (так написано в пресс-релизе) фильма «Гоголь и ляхи», авторы которого собрали разные точки зрения о Гоголе: исследователей творчества писателя, актеров, играющих «гоголевские» роли, и экспертов-историков. Но самое заметное телеисследование Гоголя анонсируют на Первом — 30 и 31 марта там покажут новую двухсерийную работу Леонида Парфенова «Птица-Гоголь». Парфенов уже отметился двумя фильмами «к датам» — под юбилеи Пушкина и Набокова. Теперь он снял, по его выражению, «фильм о самом модном русском классике». Сам Парфенов предстанет в образе пасечника Рудого Панька (гм-гм) и Чичикова (уже теплее), расскажет, как Гоголь позировал Иванову для картины «Явление Христа народу» и реконструирует его римскую квартиру, а отрывки из произведений Гоголя в фильме прочитает… Земфира.