Актер Алексей Девотченко:«От дерьма внутри нас в Америку не убежишь» | Театр | Time Out

Актер Алексей Девотченко:«От дерьма внутри нас в Америку не убежишь»

Светлана Полякова   27 марта 2009
4 мин
Актер Алексей Девотченко:«От дерьма внутри нас в Америку не убежишь»
Наконец-то в рамках проекта «Питер — Москва — Питер» Театральный центр «На Страстном» покажет настоящую звезду.

Алексей Девотченко всего один раз 13 апреля в 19.00 впервые сыграет в Москве свой давнишний хит под милым названием «Эпитафия», который он сделал вместе с режиссером Владимиром Михельсоном по «Дневнику неудачника» Эдуарда Лимонова и поэме Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы».


Ваш спектакль соединил такие несочетаемые, казалось бы, вещи, как проза Эдуарда Лимонова и поэзия Тимура Кибирова…


Мы дали этому подназвание — «Опыт параллельного прочтения». Это история человека безумно одаренного, постоянно находящегося в творческом поиске, в котором всегда присутствует и охота к перемене мест. «Дневник неудачника», на мой взгляд, — лучший роман Лимонова. Эмигрировавший в 70-е в Америку будущий автор «Эдички» сидел на подоконнике в вонючем отеле, куда селили всех иммигрантов, и на клочках бумаги записывал свои мысли — очень больные, очень выстраданные. А с другой стороны — поэма Кибирова «Сквозь прощальные слезы», опубликованная в конце 80-х в альманахе «Время и мы». В ней он прощался с Советским Союзом — используя цитаты из советских песен, из поэтов-диссидентов, из запрещенных и т.д. Расставание, как казалось, навсегда с совковым прошлым. С эпохой. С одной стороны, некое раздвоение личности, с другой стороны, нам никуда не деться — от этого дерьма внутри нас в Америку не убежишь.


До московской премьеры спектакль благополучно просуществовал в Питере целых 16 лет…


Существовал он не так благополучно, как два других моих моноспектакля — «Концерт Саши Черного» (ему скоро 20 лет) или «Дневник провинциала в Петербурге» по Салтыкову-Щедрину. Он редко показывался в Питере. Именно это дает ему возможность оставаться достаточно живым. Причем, на мой взгляд, сегодня он более актуален, чем в 1993-м году. Тогда нам искренне казалось, что мы прощаемся с эпохой, расставаясь с ней навсегда — поэтому, собственно, и сотворили нашу «Эпитафию». А теперь мы семимильными шагами приближаемся к тому же состоянию — налицо все приметы возвращающегося совка. Начиная от однопартийности и заканчивая карательной психиатрией и запретом на проведения собраний.


Каково участие Лимонова и Кибирова в инсценировке? Они видели результат?


Я очень надеюсь, что оба придут на спектакль — приглашение им послано. Тогда, в 93-м, режиссер спектакля Владимир Михельсон лично позвонил им и попросил разрешить использовать тексты бесплатно. И тот и другой сказали: «Конечно! Пожалуйста!» Они его пока не видели, зато его видел Владимир Константинович Буковский, который случайно оказался в Питере летом прошлого года. Ему понравилось.


«Эпитафия» — это опыт политического театра?


Я очень поддерживаю Объединенный гражданский фронт. Мне глубоко симпатичен Гарри Каспаров, с которым я знаком. Я лично могу выступить и на митинге, и делаю это, но не в театре. А спектакль имеет, я надеюсь, больше отношения к искусству, чем к политике.


Год назад вы в очередной раз сменили «порт приписки» — ушли из Александринки в БДТ. И играете герцога Альбу в новом спектакле Чхеидзе «Дон Карлос» (премьера 27 марта). Покончили с экспериментами?


В наше время нескончаемых антреприз и комедий положений вызывает большое уважение театр, который не боится браться за великую драматургию. «Дона Карлоса» знают только по опере Верди. А пьеса очень современна — история трагических заблуждений власть предержащих. Но Чхеидзе, по-моему, ставит, скорее, пьесу о любви Дона Карлоса к королеве, а не о политических кознях. В костюмных, исторических спектаклях есть прелестная театральность, которая сегодня, увы, уходит.

А эксперименты я продолжу в «Творческом проекте Алексея Девотченко». Хочу сделать моноспектакль по «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Не только по хрестоматийному «Путешествию…», но и по судьбе Радищева. Может быть, по содержанию спектакль будет философским, но по исполнению и форме — достаточно гротескным. В самом произведении заложено очень много юмора. В процессе чтения «Путешествия…» со мной случались приступы гомерического хохота. А кроме того, мне, вообще, больше удаются характерные роли.