Евгений Гришковец: «Человек человеку человек»
На премьере расскажут случай из частной жизни Евгения Гришковца…
Я пишу только то, что со мной было, или то, что знаю. Но общественное внимание привлекает лишь та история, которая находит художественное осмысление. Такова же и пьеса «Дом», которую мы написала вместе с Аней Матисон (с ней же написан сценарий фильма «Сатисфакция», в котором я надеюсь сняться этим летом). Мне предложили купить дом в тот момент, когда я вообще не думал, что могу иметь дом, — очень дорогая, «взрослая» покупка. Неожиданно я в него влюбился. И стал обращаться к друзьям и знакомым с просьбой дать мне денег в долг. Персонаж, который будет переживать то, что когда-то пережил я, только уже в литературном варианте, — доктор. Все люди знакомы с какими-то докторами, а знакомый писатель есть не у всех. Даже у меня их не много. Скажем, Робски и Минаев пишут информацию (не литературу, а информацию — я настаиваю на этом), достоверность которой могут проверить очень немногие люди. А жизнь доктора, архитектора, строителя или менеджера средней руки — достоверность ее может проверить каждый.
Какой вывод вы сделали из своей истории? Человек человеку волк? Бревно?
Человек человеку человек. О содержании каждого из диалогов, которые приведены в пьесе, знают только два человека — я и человек, к которому я обращался за деньгами. Поэтому никто в персонаже, кроме его прототипа или самых близких людей, никого не узнает.
Почему эта пьеса попала именно в этот театр?
Я давно пообещал следующую свою пьесу Иосифу Райхельгаузу. Слов своих я не нарушаю. Даже если бы у меня были более модные или неожиданные для меня предложения. Первая постановка моей пьесы — «Записки русского путешественника» — была осуществлена именно Райхельгаузом. Ровно десять лет назад я отдал пьесу в «Школу современной пьесы». Чувство, которое я испытал тогда, наблюдая, как написанный мной текст играют известные актеры, мне захотелось испытать вновь.
С вами советовались по поводу режиссуры и кастинга?
Со мной советовались. С чем-то я категорически не согласился, чему-то был очень рад. Но я тут же согласился с неожиданными для меня кандидатурами. Во-первых, Райхельгауз — режиссер, ему и репетировать. Во-вторых, за Александром Гордоном, которого он выбрал на роль Доктора, есть некий бэкграунд, благодаря которому этому человеку будет больше доверия, чем просто артисту.
В начале мая — премьера вашего моноспектакля…
Последний выпущенный мною моноспектакль — «Дредноуты» — по моему же тексту вышел в декабре 2001 года. До этого были «Как я съел собаку», «Одновременно», «Планета» (почти моноспектакль). При этом спектакли «Титаник» и «По По» были сочинены в 92-м и 93 году соответственно. Так что уже восемь лет не писал я текстов, которые буду сам играть. Основное, что заложено в спектакле «+1», надеюсь, даст людям возможность соучаствовать и сочувствовать тому, что будет звучать со сцены. Каждый отдельный человек сможет посидеть и сам себя пожалеть. Это очень важное дело.
Разве это не деструктивно?
Это прекрасно! Я считаю проявлением силы признаться себе в этом. Пожалел себя — и дальше живешь.