По следам «Золотой маски»: 4 спектакля Дмитрия Крымова, которые нужно увидеть
«Сережа»
На «Золотой маске» спектакль был представлен в семи номинациях и стал лауреатом двух из них. Помимо Дмитрия Крымова награду получила и Мария Смольникова — исполнительница главной роли и бессменная муза режиссера. В спектакле, в основу которого лег роман Льва Толстого «Анна Каренина», ее героиня Анна — эксцентричная дамочка, больше похожая на клоунессу бродячего цирка, попадает то в одну неловкую ситуацию, то в другую. Немудрено, что она влюбляется в такого же «брата-акробата» — практически безмолвного Виктора Хориняка. В этом доме Облонских смешались цирк, театр и трагедия. Оставив от текста Толстого рожки да ножки, Крымов подмешивает к нему фрагмент из романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Только настоящая беда способна спустить Каренину из мира фантазий на землю.
«Безприданница»
Дмитрий Крымов намеренно вернул в название пьесы Островского букву «З», чтобы встряхнуть зрителя и подготовить его к еще более крутым виражам. Хрупкая, маленькая Огудалова в исполнении Марии Смольниковой не может смириться со своей участью девушки без приданого. Перед ней то и дело возникают образы ее старших сестер, несчастных в браке. Даже та, которую заколол муж, и то явилась — прямо с ножом в груди. Призраки сестер — это варианты дальнейшей жизни самой Ларисы, но она мечтает о другом. Она — женщина, которая поет, и пусть ее голос звучит фальшиво и невпопад. Когда Лариса находится на сцене, она оказывается выше тех гротескно гадких людей, чьи умы наполнены только мыслями о деньгах.
«Все тут»
У каждого большого художника есть свой «Амаркорд». Не зря эту постановку назвали «Амаркордом» крымовским: это спектакль-откровение. Постановщик посвятил эту работу своим родителям, режиссеру Анатолию Эфросу и театроведу Наталье Крымовой. Они появляются в спектакле (их играют Павел Дроздов и Татьяна Циренина), чтобы посмотреть вместе с сыном в узнаваемых вязаном свитере и больших очках (Александр Овчинников) спектакль по пьесе «Наш городок», которая взята за основу и в спектакле самого Крымова. Все смешивается: театр и клоунада, веселое и грустное, комедия и драма. Обрывки воспоминаний чередуются, сплетаются, наслаиваются и образуют ту ткань, которую нельзя осмыслить разумом, но можно почувствовать сердцем.
«Борис»
Театр может быть каким угодно и разворачиваться где угодно. Тем более, где еще ставить историческую пьесу Пушкина о власти, как не в Музее Москвы, в пространстве бывшего гаража правительственных автомобилей. Весь спектакль больше похож на праздничный концерт по случаю коронации нового царя. Здесь, как и во всех спектаклях Крымова, при сохранении общего сюжета произошла полная деконструкция первоисточника. Режиссер дробит пьесу, вставляя в нее номера и аттракционы. Царь Борис в исполнении Тимофея Трибунцева — уж какой угодно, но совершенно не злодейский, а Лжедмитрий (Мария Смольникова) — и вовсе травести, какой из него государь. Но балаган не умаляет ужаса, опрокидывающегося на зрителя в конце. Что-что, а раскачивать качели эмоций Дмитрий Крымов умеет как никто другой.