Лучшие спектакли «Золотой маски»
Национальная театральная премия «Золотая маска», учрежденная в 1994 году Союзом театральных деятелей России, вот уже 15 лет отмечает выдающихся служителей театра и лучшие театральные работы всех жанров. Каждую весну «Золотая Маска» представляет в Москве наиболее интересные спектакли, отобранные экспертными советами всех городов России.
Начиная с 2000 года, спектакли, номинированные на премию, и ставшие ее лауреатами, стали возить по стране в рамках программы «Лучшие спектакли в городах России», направленной на возобновление и полноценное развитие гастрольной политики в нашей стране.
За время проведения программы в ней приняли участие более трех десятков театральных коллективов. Фестивали «Золотой Маски» прошли более чем в двадцати городах Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Омске, Казани, Перми, Ростове-на-Дону, Норильске, Ярославле, Тюмени, Челябинске, Магнитогорске.
Наш город принимал фестиваль лучших спектаклей дважды — в мае 2005 и 2007 года. Помимо гостевых постановок, омичи увидели спектакли Омского академического театра драмы «Фрекен Жюли» (четыре номинации на «Золотую маску» в 2006 году) и Омского государственного театра актера, куклы, маски «Арлекин» «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» (Премия «Золотая маска» в двух номинациях 1998 год ).
Этой весной фестивальная декада пройдет с 29 апреля по 8 мая. Билеты от 250 до 1500 руб.
Нелепая поэмка
Чайка
Каштанка
Вишневый сад
Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)
Правила поведения в современном обществе
Дядя Ваня
Нелепая поэмка
Режиссер Кама Гинкас
Художник: Сергей Бархин
Номинации на Премию «Золотая маска» 2007 года — «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Игорь Ясулович), «Лучшая работа художника»
Кама Гинкас — один из немногих режиссеров, которые умеют ставить Достоевского в театре глубоко и точно — так, словно произведения этого автора написаны о нас сегодняшних. Гинкас инсценировал одну главу из «Братьев Карамазовых», легенду о Великом Инквизиторе, которую рассказывает брат Иван. Художник Сергей Бархин выстроил на сцене трактир, где встречаются братья, голые кирпичные стены без окон; в углу густо стоят свежие деревянные кресты. Изможденные инквизитор с горящими глазами (Игорь Ясулович) взбирается на эти кресты и проповедует оттуда толпе собравшихся внизу персонажей, похожих на брейгелевских калек. Он кричит о мучительном раздвоении человека, о выборе между свободой и хлебом — о тех последних вопросах, без которых, по Гинкасу, не может быть театра.
29 апреля 19:00 Театр Драмы Основная сцена
Чайка
Режиссер: Олег Рыбкин
Художник: Игорь Капитанов
Номинации на Премию «Золотая маска» 2009 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника»
В своей интерпретации «Чайки» Олег Рыбкин иронически посмотрел на хрестоматийных чеховских героев, заострив характеры и сделав их узнаваемыми персонажами современной и далеко не самой радостной действительности. Он довел до крайности слабость и уязвимость всех персонажей пьесы. В этом спектакле много смешного, нелепого и одновременно немало поэтического. С первых же сцен спектакля возникает пронзительное ощущение вселенского одиночества. Кажется, что абсолютно все здесь одержимы лишь одним — поиском любви. Любовь приобретает самые разные формы — нередко грубые, часто трогательные — но именно любовь воспринимается героями как спасение от беспросветного существования.
30 апреля — 1 мая 19:00 Театр драмы Основная сцена
Каштанка
Режиссер: Юрий Катаев
Художественный руководитель постановки, автор сценографии: Нина Чусова
Постановщики новосибирской «Каштанки» превратили трогательную историю о собачке, попавшей в огромный чужой мир цирка, в настоящее зрелище, насыщенное танцевальными и песенными номерами. «Каштанка» это потоки мыльных пузырей, льющихся на сцену откуда-то прямо с неба, метель с вихрями пушистого снега, свинья, плещущаяся в ванне и поющая песню Мерлин Монро. Популярные мелодии здесь остроумно переплетены с произведениями Баха, Шнитке, Вебера. Актеры театра «Глобус» демонстрируют отличную пластику и владение яркой игровой формой. На сцене рождается шумная, красочная, очень веселая атмосфера цирка. Чусова и Катаев взяли за основу мысль о том, что шоу является универсальной моделью мира, современного в особенности. Каштанка оказывается вечным «маленьким человеком», которого судьба забросила в большой мир «шоу-бизнеса». И в ее возвращении в семью, к Федюшке и Луке Александрычу, можно увидеть стремление каждого человека к своему естеству, к простым и дорогим вещам: к теплу родного очага, к любви близких, к настоящим чувствам.
1-2 мая 19:00 Театр куклы, актера, маски «Арлекин»
Вишневый сад
Режиссер: Олег Жюгжда
Художник: Валерий Рачковский
Номинации на Премию «Золотая маска» 2009 года — «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Станислав Железкин)
«Вишневый сад» построен на общении артистов и кукол. Живые люди в этом спектакле — те, за кем, по мысли создателей спектакля, будущее: Лопахин, Яша иДуняша, Епиходов, Шарлотта Ивановна, Прохожий. А остальные персонажи — куклы, оставшиеся в том возрасте, в котором они запечатлены в пьесе Чехова, в истории театра, в нашей культурной памяти. В начале спектакля их выносят на сцену в массивных дорогих кофрах, достают оттуда, словного из некоего культурного небытия, сдувают с них пыль, расправляют слежавшиеся складки одежд, а по окончании представления снова укладывают — до следующего спектакля. Раневская и Гаев на краткое мгновение зависают в воздухе, еще трепещут в руках актеров, словно стремятся задержаться, и этот последний трепет, последнее движение жизни в их кукольных фигурах производит особенно щемящее впечатление.
2-3 мая 19:00 Театр драмы, Камерная сцена им. Т.Ожиговой
Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)
Режиссер: Александр Морфов
Художник: Давид Боровский
Номинации на Премию «Золотая маска» 2007 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Александр Абдулов)
Режиссер Александр Морфов был приглашен в прославленный московский театр «Ленком» для постановки спектакля по культовой книге Кена Кизи. Морфов собрал весь цвет блестящей ленкомовской труппы и получил образцовый актерский ансамбль, в котором, при этом, каждая роль сыграна с исключительной выразительностью. Бывший заключенный, игрок и бабник, Макмерфи попал в стерильный мир психиатрической больницы, и не думает прикидываться там душевно больным и подчиняться нелепым и очень жестким правилам. До трагического конца он пытается оставаться самим собой, сохраняя дух свободного человека среди тех, у кого наступило затмение личности, у кого уже больше не горят глаза и нет улыбок.
3-4 мая 19:00 Театр драмы Основная сцена
Правила поведения в современном обществе
Режиссер: Александр Назаров
Художник: Лариса Ломакина
Номинации на Премию «Золотая маска» 2005 года — «Лучший спектакль», «Лучшая женская роль» (Нелли Уварова).
«Правила поведения в современном обществе» это театральная лекция. Драматург Жан-Люк Лагарс — типичный французский интеллектуал и провокатор — создал каталог основных понятий, действий, правил жизни обычного гражданина своей страны. Некая молодая особа (в спектакле ее играет Нелли Уварова) методично и исключительно подробно рассказывает о крестинах, свадьбах, похоронах и других необходимых ритуалах. Европейцы, такие раскованные и свободные, как нам кажется, на самом деле являются пленниками вековых, нерушимых обычаев. Это неожиданное открытие, скорее всего, повергает в уныние рядового француза, но современный российский зритель вправе подумать — так ли плохи традиции и правила, которые оформляют, упорядочивают и определенным образом осмысляют наше существование?
5-6 мая 19:00 Театр драмы, Камерная сцена им. Т.Ожиговой
Дядя Ваня
Режиссер: Лев Додин
Художник: Давид Бродский
Премия «Золотая маска» 2004 года — «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Сергей Курышев). Номинации на Премию «Золотая маска» 2004 года — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая женская роль» (Ксения Раппопорт), «Лучшая мужская роль» (Петр Семак), «Лучшая работа художника»
«Дядя Ваня» один из самых тонких и нежных спектаклей знаменитого Санкт-Петербургского Малого драматического театра. Спектакль о любви, которая никогда не будет разделена, о мечте, которая не сбудется. Вот что говорит автор спектакля, Лев Додин: «Течет жизнь, и рано или поздно человек начинает ощущать прошедшую жизнь как некую ценность, которую он не сумел использовать. Начинают мерещиться призраки другой, непрожитой жизни. В этой другой жизни сбываются все самые потаенные желания, осуществляются все надежды , превращаются в реальность самые сладостные фантазии. Человек с яростью сжигает прошедшее, отвергает настоящее и весь отдается этому другому, несбывшемуся, не прожитому. Чем полноценнее человек ощущает жизнь, тем острее он ощущает этот разрыв, это противоречие, которое постепенно становится трагедией. Время идет, и постепенно назревает выбор — или отказаться от жизни вообще, или найти в себе мужество проживать ту жизнь, которая дарована тебе Богом, судьбой и которую ты в какой-то мере осуществлял и осуществляешь сам, силой своей личности.
7-8 мая 19:00 театр Драмы основная сцена