Виктор Сачивко
Юбилей не повод показать ретроспективу своего творчества. Наоборот, все, что будет на выставке, — новые работы. Некоторые из них объединяют десятки и даже сотни эскизов и портретов. Например, в композиции «По живому» — двадцать восемь полотен, иллюстрирующих Евангелие, и двадцать восемь — из «другой» жизни, это и Казимир Малевич, и пророк Магомет, и Исаак Ньютон. С одной стороны, куча мала, а с другой — четкая картина мира, упорядочивающая разнообразие жизни, но без иерархии. К своим работам я готовлю таблички с собственными текстами, как письма неизвестному читателю. И если найдутся люди, которые захотят со мной пообщаться, готов и на творческие встречи.
По живому можно и резать, и плакать. Не хватает сейчас живого, и в искусстве, и в жизни. Рынок заедает его не хуже коммунистической идеологии, в итоге официальное искусство сохраняет инертность советского периода, а современное чересчур увлекается выстраиванием смыслов. А где человек, его индивидуальность? Им места нет.
Не очень-то горжусь своими наградами, хотя их много, и российских, и международных, но не для них работаю. И четко разделяю искусство, которого очень мало, и сферу искусства. Без выставок, проектов и галерей жить художникам нельзя, а профессиональное общение и публика помогают определиться. Но и чересчур полагаться на чужой вкус тоже нельзя. Я сталкиваюсь со всей палитрой: от полного равнодушия до ажиотажа, и отношусь к этому спокойно. Понимаю, нет пророка в своем отечестве.
Профессия и личность для меня долго не совпадали, будучи архитектором, я не мог делать то, что хотел. И когда стал художником, жизнь стала более натуральная, более живая.
У меня три любимых места на Земле: Красноярск, Петербург и Украина, утрату которой я болезненно переживаю. Красноярск — родной для меня город, но мне не хватает здесь центра современного искусства, места для духовного общения людей.
Красноярский музейный центр, с 1 апреля