Русский шик от Татьяны Михалковой
Татьяна Михалкова уже более десяти лет является президентом фонда «Русский силуэт», который поддерживает молодых талантливых дизайнеров. Этапы этого конкурса проходят в Москве, Петербурге, Омске, множестве других городов России и странах ближнего зарубежья.
Благотворительная деятельность фонда позволила многим молодым дизайнерам заявить о себе на мировом уровне. В апреле 2009 года бизнес-леди посетила наш город, чтобы открыть новые имена. Михалкова уже отобрала коллекции омских студентов на конкурсе молодых дизайнеров костюма. На этот раз молодые кутюрье представили на суд экспертов рекордное число коллекций.
Как изменился мир моды в России за время существования «Русского силуэта»?
Вы знаете, мир моды меняется. И если раньше словосочетание «русский дизайнер» вообще не произносили, то сейчас все по-другому. Проходил Московский кинофестиваль, вы заметили, что практически все звезды были одеты от российских кутюрье. Рената Литвинова, например, пришла в шикарном платье с хвостом от Газинской. Вика — призер нашего конкурса, с нами она впервые побывала в Италии и посетила Копенгаген. Сейчас Вика — это уже маленькая звездочка. Александр Терехов тоже прошел через «Русский силуэт». Ахмадулина, Viva Vox, Гасилин, последний призер конкурса Андрей Репин (кстати, из Омска) — это все наши воспитанники. Александра Шадрина, еще одна конкурсантка, потрясающе работает с мехами, с соболиными — просто великолепно. После стажировки ей предложили работу за границей. Она отказалась и правильно сделала. В Петербурге у нее свой бутик, отличное производство, она востребована. А там ей пришлось бы трудиться на ведущего дизайнера в числе прочих 25 стилистов, и она была бы безымянной, незаметной, одной из многих, а здесь она «звучит». Сейчас молодому дизайнеру можно поехать куда угодно, но уже не все захотят оставаться. Наша задача — показать им мир и то, что не боги горшки обжигают.
С какими проблемами приходится сталкиваться молодому дизайнеру?
У наших дизайнеров проблем очень много. В России замечательное образование — образование художника, не ремесленника. Но когда дизайнеры и модельеры выходят из института, они должны помнить, что мода — это часть как искусства, так и бизнеса. Поэтому нужно с кем-то объединяться в пару или самому быть пробивным бизнесменом, а этого у нас многие не умеют — слишком короткий период своего развития проживает русская мода. Возьмите любой из престижных Домов: Каррера, например, ему 150 лет, Шанель — 100 лет. Что ни возьми — история, имена, традиции… Наши только начинают, и им сейчас не просто соревноваться. Да это не только их соревнование, это экономическое соревнование всей страны, нашего рубля, его платежеспособности. Должна быть государственная политика, поддерживающая российского производителя, потому что очень многое из того достояния, что у нас было, исчезает. Исчезли российские ткани и фабрики, потому что наступают на горло малому бизнесу. Правительство, думаю, тоже это понимает. Это серьезный вопрос независимости страны и ее безопасности. Мы должны жить в своей стране, есть свои продукты и одеваться от своих дизайнеров.
Вы сами предпочитаете одежду от отечественных кутюрье?
В основном, да. Исключение составляют сумки: у нас, к сожалению, хороших сумок нет. Это визитная карточка женщины, и я всегда покупаю дорогие и красивые. И обувь тоже. Считаю, что у нас пока и обуви нет. Еще плохо шьют пиджаки. А все остальное ношу от российских дизайнеров.
Какая деталь гардероба является для вас наиболее любимой?
Наверное, я минималист — сапожник без сапог. Я всегда одеваюсь в черное, единственное, что успеваю, так это менять шарфы. Вот сейчас на мне шарфик от одного из наших дизайнеров. Иногда мои подопечные делают мне такие подарки. Это всегда приятно и дороже, чем шарфы от Армани.
Чем руководствуетесь при выборе одежды? Как вы понимаете, что это ваша вещь?
У меня такой богатый опыт. Я пять лет проработала во Всесоюзном доме моделей, где нам показывали километры кронштейнов и постоянно советовали, что нам подходит, в добавок ежедневные показы… Я прожила такую богатую модельную жизнь и сейчас отсматриваю столько вещей, что сразу могу сказать, моя это вещь или нет. Я могу сидеть в Париже на показе какого-нибудь известного кутюрье и понимать, что из всей коллекции только одна вещь моя. Гоняться за ней, конечно, я не буду, не стану тратить на это жизнь.
Что вы посоветуете женщинам: стоит ли бежать за модой сломя голову?
Вы знаете, женщина должна одеваться соответственно своему статусу, соответственно своему положению. У нас распространенное явление: хорошо одевается только тот, кто из себя ничего не представляет. Так, прослойка каких-то «бабочек», которые на каблуках, в соболях, с крокодиловыми сумками, мигрирует с одной тусовки на другую. В Европе, например, уже давно по-другому расставлены акценты. Когда ребенок рождается, в первую очередь родители думают о его образовании и жилье. У нас все мечты связаны с тем, чтобы хорошо одеваться. Хотя, к примеру, в Лондоне, мне очень часто говорили, что считается хорошим тоном, если рукава рубашки или воротничок чуть-чуть стерты или туфли не новые, а лоснящиеся от времени. У них совсем другое отношение к одежде, и никто не тратит столько денег на одежду, как в России. Почему сейчас русский язык во всех бутиках мира и в лучших ресторанах? Потому что там только русские. Все, что тебе обломилось в этой жизни, свалилось на голову, хочется вот так же быстро истратить.
Я могу посоветовать не стремиться за модой, а иметь свой стиль. Одеваться так, чтобы не было видно твоих проблем: психологических, сексуальных или каких-то других. Страна, в общем-то, уже одета, и появилось много недорогих марок и тех, кто копирует ведущий бренд по всему миру. У всех уже есть гардероб, но как всегда нечего одеть.
Старайтесь радоваться жизни несмотря ни на что и помнить, что ваша улыбка, ваше настроение, ваша энергетика бывает оружием, сильнейшим чем то, во что вы одеты.