Олег Рыбкин
Фестиваль «Золотая маска» — это театральная Олимпиада, и отбор на нее очень жесткий. В этом году эксперты посмотрели почти шестьсот драматических, кукольных и музыкальных спектаклей. Выбрали двенадцать, по четыре от Москвы, Петербурга и всей остальной России. Так что сама номинация — уже серьезная победа и возможность показать свою работу в столице.
Я не знаю, почему выбрали именно «Чайку», только в Москве их идет не менее шести. Это очень заигранный текст, его знают наизусть все профессионалы, и они следят за тем, не что произнесено, а как это сделано. И если вдруг случается удивление, тогда и возникает интерес. Значит, мы удивили. «Чайка» участвует сразу в трех номинациях: спектакль большой формы, работа режиссера, работа художника, и это говорит о том, что эксперты отметили ансамблевое решение спектакля, а не вклад отдельных людей.
Нас упрекают за излишний эротизм, но никто не станет отрицать, что секс — одно из проявлений сложных человеческих взаимоотношений, и сам Чехов был великим знатоком не только психологии, но и сексологии, об этом свидетельствуют и многие исследования, и его письма.
В этом году очень сильная конкуренция, свои работы на «Золотую маску» представят мой учитель Петр Фоменко, такие маститые театральные режиссеры как Лев Додин, Валерий Фокин. И ситуацию предсказать невозможно, слишком многое влияет на результат, и прежде всего состав жюри. Театр — это вкусовое искусство, критериев не имеет. Я говорю актерам: не ждите победы, не надо себя расстраивать.
Красноярский театр впервые участвует в «Золотой маске», более того, мы везем туда два спектакля, и это беспрецедентный случай для любой российской труппы. Пьеса Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», поставленная новосибирским режиссером Алексеем Крикливым будет показана во внеконкурсной программе «Маска плюс».