Дуэт Sandal
Голос солистки в сочетании со звучанием этнических инструментов, экзотической перкуссии, электроники, семплов создают неповторимый уникальный образ, завораживающий слушателей со всех уголков России. На концертах дуэта «Sandal» вдруг явственно ощущаешь, что времени нет, есть только жизнь во всех ее проявлениях: любви, радости, грусти. В 2008 году «Sandal» стал лауреатом международного этнического фестиваля «Саянское Кольцо» и обладателем престижной этно-музыкальной премии Сибири «Золотая Ирия». Помимо концертной деятельности, музыканты являются создателями и преподавателями Студии Этнических Барабанов «Ethnodrum» в Новосибирске. Сейчас ребята пишут музыку к спектаклю «Песнь козлов», премьера которого состоится 26 апреля в новосибирском театре Сергея Афанасьева. Своим друзьям они представляются доверительно Жужа (Евгения Жуковская, вокал) и Петрович (Дмитрий Ржаницын, перкуссия, программирование).
— Как появилась идея исполнять этнические песни?
Петрович: Женя до нашего с ней знакомства пела в ансамбле Игоря Тюваева «Джембе», работающего в этническом направлении. Мне кажется, что первое знакомство с этнической музыкой у Жени произошло именно там.
Жужа: Интересная версия. Первое знакомство с этнической музыкой у меня произошло в театре Сергея Афанасьева. Это был спектакль «Бесприданница», где я играла роль цыганки. Я настолько увлеклась этой темой, что дальше уже сама начала подыскивать песни в этом направлении. А потом мне уже встретился Дима, который подтолкнул меня к музыке, я перестала быть актрисой и стала музыкантом. Я закончила театральное училище, потом институт по классу вокала, стала профессиональным музыкантом. Вообще Дима занимается музыкой уже лет 20, я 10 лет. Во всех проектах мы участвовали всегда вместе, переиграли разную музыку: джаз, блюз, авторская песня, эстрадная музыка, экспериментальные направления. И как-то очень логично получилось так, что мы перешли к этнической музыке, потому что, наверное, она есть основа любой другой музыки.
— На ваших концертах звучит много уникального материала. Где вы берете свои песни?
Жужа: используются очень разные источники, начиная с Интернета, случайных находок, заканчивая реальными людьми, носителями культуры, которые встречаются в жизни и с удовольствием преподносят нам дорогие подарки в виде традиционных песен.
— Кого вы можете назвать вашими учителями?
Жужа: Этих людей очень много. Два года назад мы съездили в Индию, чтобы познакомиться с индийской культурой, там и у Димы, и у меня был свой учитель. Дима обучался игре на индийских народных барабанах — табла, а я — индийскому вокалу хиндустани.
Люди, которые дают нам свои песни, рассказывают о традициях своего народа, о содержании песни, о ее настроении, дают перевод и транскрипцию. Ведь я пою на многих языках, конечно же, не все из них я знаю. Учителями этих людей можно назвать условно, но мы им очень благодарны. Это Осама Шахин, ливанец, который живет в Питере, это индиец Имран Хан…
Петрович: … Нилс Иле, барабанщик из Латвии. Пока мы не пели его латвийские колыбельные песни, но скоро их можно будет услышать на наших концертах. Латвийские песни очень красивые, язык мягкий, певучий. Есть колыбельные молдавские песни, подаренные нам Марио Калдарару. Прошлым летом мы съездили в Тыву на фестиваль, привезли оттуда тувинскую песню.
— На концертах вы рассказываете легенды и мифы, которые являются основами песен. Насколько, по-вашему, это важно для слушателей?
Жужа: Очень важно. Во-первых, это помогает раскрыть смысл песни, так как поем мы на незнакомом языке. Во-вторых, я передаю еще и часть культуры, к которой принадлежит песня.
— К каждому концерту вы продумываете специальную программу?
Жужа: Да, мы никогда не работаем по одной схеме. Все зависит от того, чего хочет зал.
— Как вы это определяете?
Жужа: Это только ощущения, которые чувствуешь кончиками своих пальцев и ресниц. У нас не было ни одного провального концерта. Петрович: Не знаю, с чем это связано, но на наши концерты приходят «нужные» люди, лишних не бывает. Бывает, что они слышат такую музыку первый раз. Например, после концертов к нам подходили, образно говоря, «гламурные блондинки», и с восхищением говорили, что открыли для себя совершенно другой мир музыки. Но это всего лишь менталитет нашей российской поп-культуры, когда люди привыкли брать информацию из телевидения, радио, и не задумываются о том, что есть что-то другое.
— Как вы считаете, есть ли сейчас мода на этническую музыку?
— Петрович: В мире — да. В нашей стране все гораздо сложнее, достаточно много коллективов, которые занимаются фольклорной музыкой. Фолк — это музыка местности, в которой мы проживаем, а этника — это музыка других стран относительно нас. Так вот фолк-музыкой у нас в России многие коллективы занимаются. Если брать фолк в обработках это группа «Иволга» из Новосибирска, они изучают русскую культуру и преподносят ее в адаптированном варианте слушателю. Это ансамбль «Маркелловы голоса», Игорь Тюваев человек очень увлеченный. Вообще очень сложно найти единомышленников, которые думают также как ты, именно поэтому мы с Женей работаем вдвоем. Но называть этникой европейскую музыку язык не поворачивается. Например, то, что вошло в разряд дня Святого Патрика, когда играют псевдо-ирландщину больше подходит к стилизации. Хотя, в Новосибирске «Street Fiddlers» серьезно занимаются ирландской музыкой, их тоже можно отнести к представителям этнической культуры.
— В прошлом году на фестивале «Саянское кольцо» вы стали лауреатами. В этом году планируете участвовать в фестивалях?
Петрович: В прошлом году «лауреатство» на том фестивале было для нас шоком, потому что это фольклорный фестиваль. Мы там были как-то обособленно, не вписывались в общую картину. Я не знаю, поедем ли на него снова, сейчас проходим предварительный отбор. Это, пожалуй, самый крупный этнический фестиваль у нас в стране. На Алтае проходит фестиваль «Живая вода», мы очень любим его за камерность: собирается очень душевная компания и создается неповторимая атмосфера. Будет и еще несколько фестивалей в разных регионах России, в которых мы тоже собираемся участвовать. Вообще мы лето ждем с нетерпением, потому что это пора фестивалей, на которых предоставляется редкая возможность встретиться с музыкантами из разных частей России, пообщаться, услышать друг друга.
— Насколько ваше творчество связано с театральной жизнью Новосибирска?
Жужа: Мы работаем с театром Сергея Афанасьева. Сейчас подходит к выпуску спектакль «Песнь козлов», к которому мы пишем музыку. Исполняться она будет непосредственно на спектакле. Некоторые вещи будут рождаться прямо на сцене, интуитивно, спектакль насыщен музыкой.
— Как появилась идея создать студию этнических барабанов «Ethnodrum»? Какова ее цель?
Петрович:Идея появилась в 2006 году после того, как мы посетили фестиваль «Барабаны мира» в Самарской области. Мы там познакомились с американцем Грегори Лонгом, который открыл для нас такое понятие, как «drum circle» барабанный круг. В Америке это уже с 80- х годов стало народной забавой, когда народ собирается с барабанами, с шумелками, с гремелками, садится в круг и начинает импровизированный концерт. Возникло желание сделать что-то подобное у нас в городе, потому что с досугом у нас сложно: кино, боулинг, клубы, все одно и то же. Мы решили для Новосибирска сделать такой проект, чтобы каждый человек без музыкальной подготовки мог воплотить себя творчески через игру на барабане. Мы хотим запустить барабанную культуру, чтобы она сама по себе существовала в нашем городе. В студии у нас уже есть ученики, которые приобрели себе барабаны. Когда начнутся спонтанные сборища барабанщиков — значит, наша миссия выполнена.
Петрович: У нас есть уникальный человек в городе, Коля Иванов, который в прошлом году организовал фестиваль под названием «Чистофест». Суть его в том, что собирается куча народу на каком-нибудь загаженном участке земли в нашем городе, им выдаются мешки, перчатки, и, пока народ собирает мусор, музыканты играют, поют. Все это весело, и красиво: собрали мусор, послушали музыку, замечательно.
— А когда будет ваш следующий концерт?
Жужа: Следующий концерт состоится в Санкт-Петербурге. В Новосибирске мы будем выступать 22 мая в ДК «Энергия» в совместном проекте со студией «Алмаз». Впервые у нас в городе будет реализован танцевально-песенный проект, такая смесь восточной музыки и танцев, ожидается много интересных гостей.