Фестиваль Фото Иллюзион
Фотофильм кино, смонтированное из статичных кадров-фотографий это жанр, который существует уже несколько десятилетий. Первый пик его популярности приходится на 1960-е время экспериментов "новой волны". Именно тогда была создана "Взлетная полоса" Криса Маркера, картина, до сих пор культовая ("12 обезьян" Терри Гиллиама это ее ремейк). Маркер удачно выбрал формат и ловко вместил в получасовое черно-белое слайд-шоу сюжет, сгодившийся бы и для целого романа. Именно эта картина узаконила фотофильм как явление, которое приобрело самостоятельный, независимый от "большого кино" статус.
Во что фотофильм превратился сейчас одним словом не определишь. Канонов нет, от автора к автору стиль и манера меняется. Московский фотограф Серж Головач в фильме "Витебск. Фотоистория" использует снимки панорамной камеры Hasselblad XPan, чередуя "глянцевые" постановочные портреты с жанровыми зарисовками. Общее повествование о Витебске иронично балансирует у него между "модностью" и непритязательной обыденностью. Художники из Краснодара Алена Суховеева и Виктор Хмель, известные сложными концептуальными фотопроектами легко импровизируют в фильме "Добро пожаловать, спасибо, до свиданья". Это смешная зарисовка безумной жизни отдыхающих, настоящая ода вырвавшимся на солнечный простор сдобным телам.
В фильмах Александра Медведева, доводящего любительский фотоархив до уровня полноценного художественного проекта, фото анимируется, смешивается с рисунком и графикой. Историк Николай Изволов создает "музейные" проекты. Находит в архивах уцелевшие фрагменты фильмов, уничтоженных временем или цензурой. Фотокино в этом случае единственно возможный способ рассказать, какой могла бы быть утерянная картина. Фотограф и видеохудожник Юрий Эйлик известен своими психоделическими импровизациями с различными музыкальными и шумовыми коллективами. Его "Духи города" это слайд-фильм о странных сущностях, спрятавшихся в окружающей нас городской среде. А Николай Шувал-Сергеев, по образованию физик, уже несколько лет работает с фотографией в технике pinhole (www.pinhole.ru). Он снимает на простейшие безлинзовые камеры пустые консервные банки, в которые вставлена фотопленка. Вместо объектива крошечная булавочная дырка. Полученные так кадры превращаются в короткие фильмы где, кажется, двигаются и дышат не только герои, но и сама ткань изображения.