Фестиваль “Современное искусство в традиционном музее”
Разливать современное искусство в старые мехи, кроме местных, будут художники из Нижнего Новгорода, Финляндии и Голландии. В первые два дня 23 и 24 сентября между музеями-участниками курсируют бесплатные маршрутки, а в музеи пускают даром. На открытии хор добровольцев споет жалобные песни: в перформансе "Первый хор жалобщиков Петербурга" могли поучаствовать все желающие.
Ирене Янце (Нидерланды), Керим Рагимов. "Чувство истории". Государственный музей истории Санкт-Петербурга ("Потерна").
Визуальную археологию Петербурга и Рима русский и голландский художник пытаются раскрыть противоположными методами: Рагимов зрит в корень и спускается к глубинам в серии "Метро", а Ирене Янце зависает над городом на "комической высоте", чтобы оттуда с детской зоркостью разглядеть трещины на асфальте.
Антон Кальгаев. "Свет знания". Музей истории СПбГУ.
Автор студент философского факультета СПбГУ строит алтарь науки из витражных портретов знаменитых советских ученых. Барочная музыка, вспышки света и "орешки знания" -нехитрые способы анимации жертвоприношения.
Computer and New Music Research Group. Communication Signs. Центральный музей связи им. А. С. Попова.
Музыкальная студия Института Про Арте "CNMRG" разбирает по косточкам и звукам феномен коммуникации (а вернее, ее сбои или отсутствие) в серии аудиоинсталляций.
Галина Мызникова, Сергей Проворов (Нижний Новгород). "Концерт для Фисгармонии". Музей театрального и музыкального искусства.
Группа "Провмыза" (Проворов плюс Мызникова) уже играли с ветром в "аэрозвуковой инсталляции Idiot wind" на Венецианской бьеннале и с водой в видео "Мокрая курица" в рамках проекта "9000 км". Провозглашая "переход на тактильный механизм коммуникации", авторы доходят до превосходной степени художественного идиотизма. На видео сошедшая с ума фисгармония яростно обдувает зрителей.
Евгений Мохорев. "Ballet Royal: Арифметика идеального", кураторы Павел Гершензон и Арка-дий Ипполитов. Музей театрального и музыкального искусства.
У выставки непростая история, хотя искусство родилось из прикладной работы. То, к чему относятся спокойно, когда речь идет о женском теле, в случае с мужским воспринимается как лишнее откровение. Зафиксировав пять фундаментальных балетных позиций крупным планом и с характерной лениво-двусмысленной сексуальностью, Мохорев слишком уж раздел явление. Для кого-то в прямом, а для кого-то в концептуальном смысле. "Обнажено не только тело, обнажилась метафизика балета", говорят кураторы.
Саара Экстрем (Финляндия). "Cпящие красавицы, или Потерянный рай". Мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых.
Орнаментальные композиции и видео Саары Экстрем тоже вьются вокруг русского балета. Костюмы из коллекции музея превращаются в Спящих Красавиц.
Джон Рейд, Бастиан Гелейнсе, Жан-Марк ван Тол (Нидерланды). "Веселые картинки. Факко и Сакко: Голландская культура вялости". Музей печати Санкт-Петербурга.
"Погруженные в свои мысли, обкуренные или пьяные, с позиции опустошенности" утка и канарейка Факко и Сакко комментируют положение в мире на страницах голландской прессы. Авторы комиксов привезли свою "культуру вялости".
Минна Суониеми (Финляндия). "Монстр". Музей биологии лесных зверей и птиц Государственной лесотехнической академии.
Видеоавтопортрет разоблачает женственность: даже просто вращая головой, женщина теряет привлекательность. С 2000 чучел, коллекцией рогов, следов и яиц концептуально это связать трудно, но можно. Например, через экспонаты, посвященные охоте: капканы и ловушки.
Параллельная программа: Марина Алексеева. "Музей". Институт Pro Arte.
Интерьеры музеев превращены в трогательные миниатюрные макеты в лайтбоксах.
(C 23.09.06 до 22.10.06)