Фестиваль стран Европы
Джорджо Стрелера можно назвать одним из самых мудрых и глубоких режиссеров XX века. Он пришел в итальянский театр сразу после Второй мировой войны, и все его творчество было окрашено теми чувствами, которые она принесла с собой, трагическим дыханием и победным ликованием.
Современники Моцарта считали шутливую оперу «Так поступают все произведением даже слишком легковесным двое итальянских офицеров переодеваются друг в друга и устраивают своим невестам проверку на верность. Однако спустя столетия Стрелер сумел верно оценить сочинение венского классика: Я уверен, говорил режиссер, что гении, подобные Моцарту, оставляют в своих произведениях огромный заряд энергии и счастья, который сквозь века передается людям». И не только оценить, но и представить: постоянный соавтор режиссера, художник Эцио Фриджерио, повторил в сценографии их излюбленный пространственный образ пустая сцена с дощатым полом светлого дерева, два белых архитектурных портала, обрамляющих ее с двух сторон, полоска моря и прекрасное итальянское голубое небо на заднике. Чашечка кофе, две женские туфельки и мир приобретает совсем иные очертания. Стрелер и его сценограф сумели создать из нескольких изысканных деталей целый мир просто устроенный, но при этом необыкновенно красивый.
В своей интерпретации Моцарта Стрелер проделал удивительную вещь соединил игровую естественность драматического театра с утонченным вокальным мастерством, достигнув невероятной для оперной сцены органичности жеста, чувства, взгляда и их музыкального воплощения. Простейшая история либреттиста Да Понте, не теряя своей простоты, обрела в этой постановке лукавую, веселую мудрость. Мы смотрим на хорошеньких барышень, точно сошедших с полотен Тьеполо, живые и настоящие, они способны любить, сострадать и изменять одновременно. И этот объем преподнесен с таким совершенным изяществом, что вовсе не кажется сложным; в этом изяществе, собственно, и заключается классичность Моцарта и наследующего ему Джорджо Стрелера.
Эстафету у оперы на сцене Малого примет один из самых известных стрелеровских драматических спектаклей «Счастливые дни». У Беккета главная героиня Винни рассказывает историю своей жизни, показывает зрителю хронику умирания. У Стрелера женственная и головокружительно талантливая Джулия Лаццарини, неподвижно сидящая на сцене, сильными и дерзкими руками превращает свой рассказ в настоящий эзотерический ритуал изгнания дьявола и кажется, что смерть отступает перед ней, что героиня отвоевывает свою душу у смерти.
Стрелер в своих работах не допускает постмодернистского жонглирования фальшивыми знаками, не пользуется обманками, не терпит игры вполсилы. В постановках режиссера четко отразилась его концепция художественного театра для всех, который кроме изысканности и красоты должен быть полон юмора, а также чувства полноты жизни и психологической тонкости. И, возможно, именно полное соответствие этой концепции и делает его спектакли едва ли не самыми сильными и знаковыми в театральном наследии XX века.