Уроки поэзии | Театр | Time Out

Уроки поэзии

  27 февраля 2007
3 мин
Уроки поэзии
Алла Демидова читает поэтов 20 века, знакомит зрителей с историей написания стихов, делает экскурсы по фактам биографии поэтов.

Поэтические вечера в исполнении Аллы Демидовой — это не просто демонстрация виртуозного владения техникой речи и жеста, а полноправные спектакли с досконально продуманной драматургией, сюжетом, сценографией и музыкальным сопровождением. Алла Сергеевна обладает таким редким актерским даром, как способность работать на «крупных планах», — когда зритель независимо от занимаемого места в зале и его удаленности от сцены ощущает в реальности только себя и поэзию. В спектакле «Поэты XX века от Блока до Бродского» Алла Сергеевна знакомит зрителей не только с давно известными истинами, но и с историей их написания и ретроспективными экскурсами по фактам биографии оклеветанных молвой «невольников чести». Этот прием позволяет за стихами видеть, слышать и чувствовать живых людей. Таким образом актриса выступает в роли проводника к сверкающим вершинам сознания, к которым самостоятельно пробиться не у всех получается.

«…Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв — мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» — задекларировал Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» в 1828 году. Как показало время — все оказалось наоборот. Подавляющее большинство населения было рождено как раз для житейского волненья, для корысти и ради битв на всевозможных полях сражений. Более того, вся остальная русская поэзия, расцвет которой пришелся на начало прошлого века, это по сути те же четыре программных пушкинских строки во всевозможных стилизациях и на все вкусы — от классической формы до футуризма. Хотя Дельвиг и сказал, что «цель поэзии — поэзия», на самом деле цель поэзии — лирой пробуждать добрые чувства и призывать милость к падшим. Об этом тоже известно с пушкинских времен. Но факты пока говорят о несостоятельности подобных утверждений. По одной из версий, когда Гоголь убедился в этом на собственном опыте, то он сжег второй том «Мертвых душ» за ненадобностью, лег на диван, повернулся к человечеству спиной и умер. Этим же, возможно, объясняются трагические суицидальные финалы (включая латентный суицид в виде алкоголизма и наркомании) многих поэтов, понявших бесполезность и бесперспективность своей борьбы за всеобщее счастье изяществом формы и точностью рифмы.

Среди причин, приведших к такой ситуации, во-первых, следует указать физическое или моральное уничтожение режимом большевиков свободных носителей духовности как класса. После серебряного века поэзией занимались в основном рабоче-крестьянские самородки, которые к настоящему времени развили ее до состояния более или менее внятного шансона. Поэтому Алла Демидова вернулась к опыту больших поэтов. Что касается спектакля «Анна Ахматова. Марина Цветаева», то тут придется целиком положиться на женскую интуицию актрисы и приготовиться услышать что-то новенькое — прежде в творчестве поэтессы Ахматовой и поэта Цветаевой никаких параллелей не усматривалось.