И швец, и жнец, и Гришковец
В наше время словосочетание «бешеная популярность» крайне редко применяется к театру. Но как водится, бывают исключения. В театре таким исключением является Евгений Гришковец.
Этот «неказистый мужичок с дефектом речи» сумел одинаково пленить продвинутых интеллектуалов, политическую элиту, домохозяек и настоящих мужчин. Как вы понимаете, упомянутые выше категории крайне редко пересекаются в своих вкусовых предпочтениях. Чтобы нравится всем, нужно быть или гением, или стодолларовой банкнотой. Так в чем же секрет? Можно предположить, что феномен бешеной популярности Гришковца кроется в сочетании искренности и художественной интуиции, в удивительно тонком ощущении момента, чувстве меры и вкуса.
Скромный театральный аматор из Кемерово, ворвавшись однажды в театральную элиту России, сейчас уже прочно утвердился на позициях уникального явления современной поп-культуры. Гришковец — это стиль. Он пишет романы и монопьесы, снимается в кино, делает спектакли, записывает альбомы с группой «Бигуди». При этом остается убежденным провинциалом, живет в городе Калининграде и в Москву переезжать не собирается. Его герой, это тот самый простой, подчеркнуто нормальный человек, с нормальным советским детством и адекватными понятиями о добре и зле. Не углубляясь в изучение социальных масок, апокалипсических предчувствий и эпического пафоса, Гришковец обращается к простым вещам, ловит и фиксирует пульс обыденности. Главной идеей его творчества является мысль о том, что все мы, в принципе, хорошие люди. И доносит он эту незатейливую мысль так искусно, что не поверить ему невозможно. Будь ты миллионер Абрамович или алкоголик Иванов, когда-то и ты был ребенком, наивным и ранимым, и где-то в глубине души таким и остался, даже если стал вредным и плохим человеком.
Киев познакомился с Гришковцом практически на взлете его карьеры и, похоже, устать еще не успел. Напротив, народная любовь возросла и окрепла.
Во время нынешних гастролей киевская публика сможет увидеть целых три спектакля. «По По» — спектакль по произведениям Эдгара Алана По. В этой работе Гришковец решил выйти за рамки моноспектакля и взял себе в сценические партнеры Александра Цекало. Спектакль основан на импровизации, оба актера пересказывают жутковатые рассказы Эдгара По, один — от первого лица, второй — от имени свидетеля происходящего. По словам Гришковца, он достаточно долго не мог найти партнера для воплощения своей сценической задумки. На роль маньяка пробовались такие крупные театральные актеры, как Константин Райкин и Максим Суханов. Но только Цекало смог играть спектакль, в котором нет строгого литературного текста. «Дредноуты» — спектакль о мужских иллюзиях и тех далеких местах, где они похоронены. Автор и исполнитель акцентирует внимание, на том, что этот спектакль — для женщин, которые многого не понимают в мужчинах, броненосных кораблях и героической смерти. «Одновременно» — самая «древняя» из представленных работ. По словам Гришковца, спектакль играется последний сезон. Поэтому, если хотите услышать рассуждения автора о фантастической несуразности простых явлений, поспешите.