Шаргород. Послесловие
Знойным августом прошлого лета два хитрых московских деятеля с фамилиями Погорельский и Палажченко провернули умопомрачительную акцию: в Богом забытый Шаргород, Жмеринского района, Винницкой области привезли тридцать радикальных художников из Украины-России, чуток даже из Бельгии, Германии и… Узбекистана. Договорившись с мэром, экс-штетл (еврейское местечко) буквально отдали на растерзание юным и не очень радикалам.
Безумные граффити покрыли старую водонапорную башню, гордо возвышающуюся в центре города. Древнюю синагогу ХVI века, где сейчас завод по изготовлению морса и вин, заполнили диковинные инсталляции, в каких-то ангарах засветилось видео.
Местное восьмитысячное население, очевидно, решило, что наступил конец света. На центральной площади, около Ленина, вездесущая киевская группа «Р. Э. П.», вся одетая в неземную блестящую фольгу, вещала, как Секта Будущего: «Мы – ваше будущее! Мы – ваше искусство!».
«Искусство – это красота», – возражали местные и пытались их побить. Закаленные в боях «Р. Э. П.»-овцы увернулись от местного пролетариата и сами побили старшего конкурента — Илью Чичкана, который в это время привязывал к Ленину громадный надувной мяч. Все эти безобразия снимало киевское телевидение и прочие журналисты, которых Погорельский & Палажченко привезли целый автобус.
А еще тот же Чичкан на какой-то простыне написал портрет шаргородского мэра со вставными металлическими зубами. Мэр кого-то там тоже побил из зарвавшихся молодых художников, но в целом остался доволен: «Туризм, – сказал он, – надо развивать».
Разбогатевший в Москве Александр Погорельский – выходец из Шаргорода. В помощники он взял молодого московского куратора Николая Палажченко (того, который редактирует гельмановский портал GIF.RU), и они лихо, одним движением, вставили Шаргород в контекст современного искусства, и вообще, всех вставили. Уже сейчас они получили «Инновацию», государственную российскую премию за достижения в области современного искусства, вошли в «спецпроекты» грядущей «Арт-Москвы» 2007 г., теперь вот – в Киеве.
Размах взят бендеровский:
11 апреля, 18.00 – открытие Главной выставки «Шаргород. Послесловие» в ЦСИ при НаУКМА.
19.00 – Александр Гнилицкий & Леся Заяц в Bereznitsky gallery.
12 апреля, 13.00 – 16.00, ЦСИ – Выездной симпозиум Шаргородского университета (!) «Маленькие города как полигон современного искусства». Среди участников: Андрей Ерофеев, заведующий отделом новейших течений Третьяковки, Алена Бойко, редактор пражского журнала Umelec, Николай Молок, главный редактор журнала «Арт-хроника». Вечером – видеопикник «Синих носов».
13 апреля – мастер-классы «ведущих художников России». Олег Кулик, Сергей Братков, Владимир Дубоссарский.