“Двери” и “ЧМО”
В романе «Мастер и Маргарита» на больничных койках загородной психушки состоялся задушевный диалог поэта и прозаика. Поэт Бездомный спросил мастера: «А вам мои стихи нравятся?». «Нет, — честно ответил мастер и также честно добавил, — но я их, признаться, не читал». "Но как же вы можете судить? — возмутился поэт. И мастер тихо и печально ответил: «А что я других не читал?».
Все это к тому, что, на вопрос "нравятся ли вам спектакли харьковского «Театра 19» «ЧМО» и «Двери», есть только один правильный ответ: «Безусловно, да! Но мы их, признаться, не видели». Такая постановка ответа обусловлена предыдущими работами театра.
Те, кому удалось прорваться на их «Павла І» по Мережковскому, который давали в Киеве на фестивале «Мистецьке Березілля. Лідери» в 2003 году, не дадут соврать. И тем более не дадут соврать видевшие «Хулия Хурыну» по пьесе Кулиша на крошечной сцене харьковского Дома актера, где при минимуме выразительных средств и максимуме творческих усилий был сыгран на одном легком дыхании виртуозный спектакль о бездне человеческой глупости и пошлости.
«Театр19» на своем сайте аттестует себя как «не государственный, но профессиональный коллектив». В этом «но» присутствует какой-то скрытый и справедливый упрек, даже вызов. Ведь, несмотря на цифру 19 в названии, в 2000 году в театре числилось всего шесть человек! Пятеро актеров — Сергей Бабкин, Олег Дидык, Александр Маркин, Юрий Николаенко, Наталья Иванская, и Игорь Ладенко — режиссер и вдохновитель коллектива. Сейчас к ним присоединились еще Сергей Савлук и Сергей Листунов, а также одаренный молодой сценограф Катерина Колесниченко. Все ребята — выпускники Харьковского института искусств. Самим фактом создания своего театра они поставили на место скептиков, вечно ноющих по поводу отсутствия в Украине «молодых и талантливых».
Результат семилетней работы «Театра19» — солидная репутация, внушительный список фестивалей с призами за лучшие роли и спектакли и объемный перечень гастролей по Украине, России, Беларуси.