Фестиваль голландской анимации
Две полуторачасовые программы «Танец на двоих» и «Классика и классики» собрали самую разную анимацию от традиционной до экстремального эксперимента. Привычными покажутся фильмы Борге Ринга, которые напоминают советскую мультипликацию. Карандаши Ринга рисуют хорошие и очень человечные сюжеты. В «Анне и Белле» две сестрички-толстушки попивают винцо и вспоминают молодость, в «О, моя дорогая папа переживает за взрослеющую дочь.
Самые яркие представители другого кино Штрихкод Адриана Локмана и Звери Дирка Версхюре. Первый пример абстрактной анимации: в черно-белом 3D режиссер балуется с полосками штрихкода, которые под ритмичную музыку то мелькают дорожными верстами, то встают непроходимым лесом. А фильм Звери разыгрывает антигринписовскую тему. Версхюре подвергает животных страшным пыткам: например, в одном из сюжетов зараженные неизвестным вирусом пингвины по очереди желтеют и разрываются на куски.
Что до звезд мейнстрима, то они придерживаются золотой середины. Михаэль Дюдок де Вит медитирует на тему одиночества, изображая то неудачливого рыбака (Монах и рыбка), то девочку, которая всю жизнь ждет возвращения отца (Отец и дочь). Абсурдист Паул Дриссен рассуждает о жестокости людей в отношении яиц (Убийство яйца) и о трудной жизни на железнодорожных путях (Дом на рельсах). А Геррит ван Дейк предпочитает увлекательным историям красоту движения. То человек в кадре пытается нарисовать сам себя (Я двигаюсь, следовательно, существую»), то пара танцоров в процессе кружения меняют свой облик так, что красавец-партнер вдруг превращается в Микки-Мауса («Танец на двоих»).
Впрочем, рассказывают ли голландские режиссеры истории или просто красиво рисуют, их фильмы неизменно обычно получают самые престижные призы от местных «Золотых телят» до американских «Оскаров».