Хип-хоп с лицом коалы
Редкий случай удачного выбора псевдонима: Эрик Сан, уроженец канадской провинции Квебек, настолько похож на пухленького флегматичного медведя, что лучше прозвища, чем Kid Koala, придумать невозможно. Сан почти герой: спас родной лейбл Ninja Tune сбалансированным, в меру коммерческим и интеллектуальным хип-хопом от разорения и заодно превратил свою вертушку в настоящий музыкальный инструмент. Его фирменный прием поймать иглой одну длинную ноту на пластинке и растягивать ее скрэтчем на разных скоростях, забавляясь с высотой звука.
Стиль Коалы лучше всего описывается словосочетанием «хип-хоп-цирк»: помимо клоунских шуточек с вертушками у него в арсенале имеется гигантская коллекция чихов, всхлипов, заставок к комедийным шоу и ресторанных меню, зачитанных на кантонском диалекте китайского. Впрочем, Сану хватает мастерства и такта не увлекаться ералашем и удержать выступление в рамках. Музыка Kid Koala это всем понятный хип-хоп без многокаратных брюликов и «респекта», электроника без страха и упрека, хоть и в клоунской маске.
По другую сторону в системе хип-хоповых координат стоит музыкальный журналист и философ Пол Миллер, он же DJ Spooky, которому энциклопедисты приписывают изобретение стиля «иллбиент» (даб, эмбиент и хип-хоп, доведенные скрещиванием до полной неузнаваемости). Его студийные альбомы слушать по большей части решительно невозможно, этот «иллбиент» чем-то сродни французской постмодернистской философии, знатоком которой считается Миллер, вещь вроде бы интересная, но «в себе».
С другой стороны, он слишком умный музыкант, чтобы терзать аудиторию одними только авангардными завываниями и поскрипываниями; живые выступления у Spooky довольно эффектны и ничуть не лишены танцевальности. В качестве ближайшей аналогии можно привести перформансы его коллег по вертушечному цеху DJs Krush и Shadow: многослойные звуковые коллажи из скрэтчей, болливудских саундтреков и цитат из электронной классики типа Kraftwerk на подложке из жирного хип-хопового бита.
На большом экране шелестит психоделически-политический видеоарт (Миллер известный борец за права чернокожих), а в перерывах между сведением пластинок этот мастер на все руки успевает одновременно рисовать какие-то абстракции на холсте и читать лекции. Неизвестно, достанется ли Москве большое мультимедийное шоу, но в любом случае DJ Spooky лучшая живая иллюстрация термина «интеллектуальный хип-хоп». В отличие от всех прочих звездных коллег, его попросту интересно слушать, а это в мире респекта и уважухи дорогого стоит. Kid Koala Чт 7 июня, 22.00, Ikra
DJ Spooky Вс 10 июня, 21.00, ЦДХ;
вт 12 июня, 0.00, Mio