Ретроспектива фильмов Микеланджело Антониони
Микеланджело Антониони — классик европейского и мирового кинематографа. При этом его произведения воспринимаются абсолютно неоднозначно: кто-то считает фильмы итальянца библией кино, а кто-то соглашается с другим мастером, Орсоном Уэллсом, который называл работы Антониони скучными. И в самом деле, в его картинах присутствует ярко выраженная меланхолия. А темой фильмов всегда был кризис: одинокие герои встречают таких же одиноких героев, но особой радости им это не приносит.
Другое дело, что меланхолия Антониони — это идеальное состояние, в нем есть поэтика. Нечто похожее можно обнаружить в лентах Марселя Карне, чья «Набережная туманов» считается образцом французского «поэтического реализма». Антониони стажировался у Карне, когда тот снимал своих «Вечерних посетителей». Сам же Антониони считается одним из законодателей итальянского неореализма, предвосхитив это течение своей лентой «Люди с реки По». Неореализм отвергал театральную искусственность, стремясь скрестить киноизображение и жизнь улиц. Профессиональные актеры, «звездная» система, на которой и зиждется Голливуд, были не нужны неореалистам. Правда, до поры до времени. Ведь если посмотреть на фильмы Антониони, особенно те, что представлены в ретроспективе, то становится понятно, что мастер работал с самыми яркими звездами мирового кино. В «Ночи» снимались Марчелло Мастрояни, Жанна Моро и Моника Вити, в «Фотоувеличении» — Сара Майлс и Ванесса Редгрейв, в «Красной пустыне» — Ричард Харрис. А «За облаками» — вообще какой-то калейдоскоп звезд разных поколений: Джон Малкович, Фанни Ардан, Кьяра Казелли, Ирен Жакоб, Софи Марсо, Венсан Перес, Жан Рено, Ким Росси-Стюарт, Инес Састр, Питер Уэллер, Марчелло Мастроянни, Жанна Моро. Причем «За облаками» Антониони снимал уже совместно с Вимом Вендерсом, и фильм состоит из нескольких новелл. Собственно, и последняя работа Антониони «Эрос» — это три истории, над которыми кроме знаменитого итальянца работали еще Стивен Содерберг и Вонг Кар-Вай. Все фильмы будут показаны в DVD-формате.