Фестиваль “Моноспектакли на Страстном”
Международный фестиваль, посвященный театру одного актера, проходил в СССР еще в 80-е годы. В начале 90-х выжить могли лишь зрелища, собирающие большие залы. Жанр эволюционировал в эстрадные номера и концертные чтения.
Возрождение его началось в провинции. Евгений Гришковец свой первый театр «Ложа» организовал в Кемерове. В Перми возник фестиваль под названием «В начале было слово». Затем аналогичные проекты были запущены в Петербурге и Волгограде. Именно на питерский «Монокль» стали впервые приглашать именитых зарубежных исполнителей.
В Москве после успеха Гришковца попытались привлечь публику к модной на Западе stand-up comedy, даже фестиваль провели. Но как-то не задалось. Устраиваемые вновь российским отделением Международного института театра Фестиваль спектаклей одного актера и Фестиваль моноспектаклей у Никитских Ворот проходят почти в закрытом режиме, широкая публика о них ничего и не знает. Даже моноспектакль «Великий инквизитор» великого режиссера Питера Брука, который участвовал в последнем Чеховском фестивале, собрал всего половину небольшого зала Центра им. Вс. Мейерхольда. Театральный центр «На Страстном» решил, что наша публика просто не знает, от чего отказывается, и объявил, что проведет в октябре Международный фестиваль спектаклей одного актера для широкой публики. Но уже 8 марта у зрителей появится возможность увидеть пробную отечественную версию этого события. В программе пилотного фестиваля пять совершенно разных участников. На открытии покажут моноспектакль Нелли Уваровой «Правила поведения в современном обществе» Ж.-Л. Ла-
гарса. Серьезное до абсурда рассуждение героини о жизни, закованной в рамки буржуазных установлений, где даже умереть надо по правилам, в этот же день будет дополнено рассказом артистки Малого театра Евгении Харитоновой о том, как правильно ставить спектакль (по юмореске К. Чапека «Как ставится пьеса»).
Затем зритель попадет в атмосферу кабаре, где под руководством питерского режиссера Олега Скивко Юлия Тархова поиграет в героинь рассказов Тэффи и Татьяны Толстой. Суетливая старушка из «Милой Шуры» вдруг, будто вспомнив молодость, перевоплотится в нетерпеливую невесту из «Охоты на мамонта», а она, в свою очередь в поэта Котомку («Концерт»), который закончит вечер. Завершают фестивальную программу два музыкальных моноспектакля.
Нижегородский «Запев Мадонны с Пинеги» по Ф. Абрамову — это рассказ о тяжелой судьбе русской крестьянки, пережившей все ужасы сталинского времени. Трагическую судьбу своей героини Наталья Кузнецова рассказывает, распевая задорные частушки и военные песни. В спектакле Театра музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой «Никто», по книге Берберовой «Аккомпаниаторша», Ирина Евдокимова играет сразу двух героинь — оперную диву и ее завистливую компаньонку-аккомпаниаторшу.