Элитное агентство Magnum в Москве
За прошедшее с первой Фотобиеннале 1996 года время ее организатор и главный куратор неутомимая Ольга Свиблова показала полтора десятка выставок с участием фотографов элитного агентства Magnum. Так что всякому стало ясно: Magnum — это наше все. И все же список далеко еще не исчерпан.
Учрежденное творцами для творцов агентство, где все права отданы трудящимся камеры, сохраняет позиции более полувека. Отобранные для очередной серии пятеро отмечены той же печатью качества, что и все уже виденные и еще не виденные сотрудники этого международного кооператива. Просто по различным причинам — нелюбви к выставкам, молодости лет или очередь не подошла — до сих пор нашей публике они почти не известны. Официальная версия того, что показывают их именно сейчас: совпадение с основными биеннальскими темами «Свет и цвет», «Изумление и восторг». Хотя трудно себе представить, кто из хороших фотографов в эти регистры не вписался бы.
Имена основоположников агентства мы уже выучили, кажется, наизусть. Но ведь и те, кто присоединился к ним двадцать лет спустя, скоро разменяют седьмой десяток. Одного из таких долгожителей, все еще снимающего на черно-белую пленку, известного джазовыми сериями француза Ги Ле Керрека, представят зрителю фотографиями и видеоинсталляцией в сопровождении, увы, записанной, не живой музыки. Его ровесник, рожденный в том же 1941 году, бельгиец Гарри Груйер не сразу сосредоточился на фотографии, сформировался в другую эпоху, и работы его ностальгических чувств не вызывают. Груйер известен в основном упражнениями с цветом, но нас решили его радикальными кислотными опытами не пугать, ограничившись нежными пейзажами.
Самый известный из пятерых, классик цветной фотографии Алекс Уэбб, до сих пор пытается снимать на стремительно исчезающей пленке. Он почти идеально воплощает заявленные в заглавии нынешней биеннале темы и проведет в Москве мастер-класс. Из двух оставшихся относительно молодых участников выставки один, Георгий Пинхасов, имеет непосредственные связи с Россией — он единственный наш соотечественник в Magnum. Другая, Лиз Сарфати, много снимала в бывшем СССР. Но в центре внимания в этом году все тот же цвет: мощный, пробивающийся через свет у Пинхасова, волшебный, похожий на то, что делал Тарковский, — у Сарфати. Полюбовавшись всей этой красотой, зритель может быть спокоен — резервы Magnum далеко еще не исчерпаны: их еще не на одну биеннале хватит.