Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Большого искусства в столице в июле будет немного. Значительная часть галерей, выставочных залов, не говоря уже об основавших биеннале на паях Московском музее современного искусства и Государственном центре современного искусства, — демонстрируют опыты юных. Лишь нескольким музеям да «Гаражу» удалось уклониться от показа молодого искусства. В программе — более 60 событий: выставок, перформансов, видеопрограмм, мастер-классов в широчайшем диапазоне — от французских стрит-артистов до обучающихся различным полезным ремеслам студентов Строгановского института. Широким строем выступают новые русские художники: каждый сколько-нибудь засветившийся участвует в нескольких выставках, а те, кто любит свободу, отрываются на независимом фестивале «Пошел! Куда пошел?».
Лоран Прукс (Франция) «Taxifon. Sonnenalle. Berlin 1» в проекте Vis-a-vis. ГЦСИ
Почти 600 участников, отобранных по конкурсу, обозначат перспективы. Прежде всего собственные. Талант, как известно, — единственная стоящая новость: в прошлый раз, два года назад, молодежная биеннале открыла нам Андрея Кузькина — его хождение по застывающему бетону стало оправданием массы разнообразных бессмысленных упражнений менее талантливых коллег и беспомощной работы кураторов. Хотя им тоже можно посочувствовать — просмотр 2540 заявок из 40 федеральных округов и 70 стран мира похож на подвиг. Хочется надеяться — творческий, а не административный.
Нина Юэн (США) на выставке «Junk». ММСИ на Гоголевском бульваре
Кто сумеет посетить хотя бы часть фестиваля, несомненно, узнает что-то важное о будущем искусства. Не только отечественного — участвуют французы, англичане, американцы, израильтяне, японцы, мексиканцы, граждане СНГ и прочего ближнего зарубежья. Список стран — поменьше, чем на Олимпиаде, но попредставительнее, чем на чемпионате мира по футболу, — позволяет сравнивать: юг с севером, развитые страны с недоразвитыми, государства, поддерживающие талантливую молодежь, с откровенно плюющими на будущее собственной культуры. Даже предварительные материалы позволили сделать смелые выводы — например, о том, что философские выверты интересуют подрастающее поколение больше, чем секс. Впрочем, им тему задали такую — про «Границы». Наблюдения и исследования потребуют немалых усилий. Программистами биеннале проложены специальные маршруты, позволяющие просмотреть максимальное число выставок за минимальное время. За какие-нибудь две недели самые упорные смогут увидеть практически все. Но проще, кажется, отсидеться. Подождать, когда кто-нибудь найдет, вытащит и покажет уже отдельно, не в толпе, а еще лучше — слегка огранит юное дарование. Потому что вечному искусству гораздо важнее зрелость произведения, чем возраст художника. Но кто-то же должен делать черновую работу.