II Международный фестиваль современного кино
“Завтра”/ 2 morrow 2
Программа «Завтра» подчеркнуто артхаусна, изящна и не просто выдержана в хорошем вкусе, а интеллигентна — хотя и не без крайностей (вроде фильма Такеши Миике). Фестиваль в этом году действительно большой, поэтому написать подробно обо всех фильмах просто невозможно. Мы сосредоточимся на конкурсе и познавательной программе «Матч Пойнт». Остальное — в конце, сжато.
Конкурс
Карамазовы (Karamazovi)
Фильм скорее театрального режиссера Петра Зеленки, снятый по мотивам его же постановки «Братьев Карамазовых»: группа чешских актеров приезжает в Польшу, чтобы поставить в цеху старого завода спектакль по Достоевскому.
Мой Виннипег (My Winnipeg)
Канадец Гай Мэддин известен своим вызывающе доисторическим методом съемки — на пленку, в монохроме, без слов. Впрочем, «Мой Виннипег» немного непохож на обычные фильмы Мэддина. Местами — цветной, с закадровым текстом и кучей хроники.
Все умрут, а я останусь
Вторая попытка Валерии Гай-Германики эпатировать зрителей разнузданными нравами старшеклассниц. И очень удачная! Ненормативный ремейк фильма «Девочки» бьет с носка. Не знаем, что будет потом, но пока Германику можно смело называть русским Ларри Кларком.
Я из Титова Велеса (Јас сум од Титов Велес)
Македонский апокалиптик-фолк. Фильм рассказывает о жизни трех странноватых сестер — Афродиты, Сафо и Славицы, которые пытаются найти счастье и смысл среди пыльных холмов, больничного кафеля и метадона. Очень много обнаженки.
О’Хортен (O’ Horten)
Новый фильм Бента Хаммера («Фактотум») про инженера-железнодорожника, которого провожают на пенсию, а он совсем не готов уйти в беззаботную старость.
Джонни Бешеный Пес (Johnny Mad Dog)
На недавнем Каннском фестивале режиссер Жан-Стефан Сувер получил поощрительный приз. Похвалили Сувера не за какое-то там нежное кино, а за настоящий «Каннибал Холокост»: «Бешеный Пес» довольно правдоподобно рассказывает о жизни малолетних африканских «бойцов за свободу». Колоритная толпа недорослей в свадебных платьях и с раскрашенными «калашами» идет в атаку на гражданских под гангста-речитатив. Африка, адью!
Идиоты и ангелы (Idiots and Angels)
Полнометражный мультфильм знаменитого американского аниматора Билла Плимптона, который, вообще-то, снимает исключительно короткие истории.
На запчасти (Chop Shop)
Трогательно-гуманистическое кино о жизни латинских гастарбайтеров. Все полтора часа посвящены трудам и дням маленького Алехандро: мойка и покраска, сход-развал, кола и чипсы.
33 сцены из жизни (33 sceny z zycia)
Экзистенциальная драма полячки МалгоржатыЖумовской, европейский артхаус в своем самом вопиющем проявлении. Краковская семья тяжело переживает болезнь матери, умирающей от рака. Пьянство, скандалы — короче, горе.
Лекция 21 (Lezione 21)
Режиссерский дебют писателя Алессандро Барико, импрессионистский травелог с неудобопересказуемым сюжетом. В общем, речь идет о переходе через Альпы под воздействием лекции о бетховенской «Оде к радости».
Матч Пойнт
Коридор №8 (Korridor No. 8)
Документальный фильм о жизни вдоль «Коридора №8» —так и не построенного хайвея, который должен был соединить Черное море с Адриатическим.
Доктор Плонк (Dr. Plonk)
Неожиданный поворот австралийца Рольфа де Хира, обычно снимавшего драмы из жизни аборигенов, к немой эксцентрической комедии. Здесь поскальзываются на банановой кожуре, садятся в кипяток, бьются головой о дверные косяки, но, главным образом, мечутся между 1907-м и 2007 годами на паровой машине времени.
Любовь и другие преступления (Ljubav i drugi zlocini)
Если вы думаете, что все сербское кино похоже на этнокомедии Кустурицы, посмотрите вот этот фильм. Режиссер Стефан Арсениевич показывает всего один день из жизни двух влюбленных в Белграде, но умудряется впихнуть туда не только любовь, но и энергичную, в духе Кена Лоуча, социалку и неонуар.
Вороны: Начало (Kurozu zero)
«Школьное мочилово», снятое великим и ужасным Такеши Миике по мотивам манга-бестселлера.
Идеология чучхе (The Juche Idea)
Документалка об официальной идеологиии и философии Северной Кореи, снятая кореянкой Джим Финн, жившей в Японии и Штатах, а потом ухитрившейся переехать в Пхеньян, где она училась снимать идеологически выдержанное кино у мастеров северокорейской пропаганды и чуть ли не подружилась с Ким Чен Иром.
Фантомная любовь (Phantom Love)
«Независимая» американская мелодрама, снятая в свободной, на грани сюрреализма, манере. Вообще-то это история о любви девушки-крупье Лулу, но выглядит эта любовь как сильно осовремененная версия «В прошлом году в Мариенбаде». Похоже, весь фильм — это просто ч/б-галлюцинации, которые Лулу видит в момент оргазма.
Штучки (Sztuczki)
Польский наследник Кустурицы (раннего, минималистического), Анджей Якимовски остроумно рассказывает о жизни маленькой польской деревни,пользуясь всего тремя героями, двумя комнатами декораций и одной железнодорожной платформой.
Один в четырех стенах (Alone in Four Walls)
Немецкая документалка о российской колонии для несовершеннолетних преступников.
Остальное
Также на фестивале пройдут премьеры важных арт-фильмов осени-зимы — вроде «Возможности острова» Мишеля Уэльбека или победившего в Каннах «Класса» Лорана Канте. Будет ретроспектива русского аниматора Владислава Старевича, документалка «Джой Дивижн» (в ней — вся правда о группе). А самая крутая часть фестиваля — мастер-классы Эндрю Доминика, Лео Каракса и Уэльбека (alcohol research, не иначе!).