Фестиваль City Jazz
City Jazz проходит в Москве уже в четвертый раз.
Главным отличием его от других московских праздников жанра, по крайней мере в этом году, является стремление максимально приблизиться к современному, не для всех слышному, но бодро бьющему пульсу около- и просто джаза. Пусть иногда коряво бьющего, зато живо. Под пресловутой «жизнью» здесь понимается не то, что музыканты собираются скакать по сцене, а публика — танцевать в зале (хотя это и не возбраняется), а то, что развитие джаза и родственных жанров отнюдь не остановилось, что и будет продемонстрировано скептикам на восьми (sic!) площадках города.
Откроется City Jazz вечером четверга в клубе Copenhagen. Эта часть программы названа Funky Groove Day и будет являть собой смотр молодых экспериментаторов из России, малоизвестных даже в узком кругу любителей джаза. Если насчет этой молодой поросли могут быть сомнения, то следующий день фестиваля заинтересует как величием заслуженного артиста, так и чисто культурологической необычностью. На сцену клуба «16 тонн» в пятницу поднимется Лео Гандельман, главный джазмен Рио-де-Жанейро, резидент легендарного Blue Note и просто любимец людей в белых штанах, сделать крюк до которого не стыдно и президенту Клинтону. Последний даже на сцене ему подыгрывал — словом, к югу от экватора не много таких, как Лео. А вот после того как публика вдоволь насладится игрой бразильца и испортить вечер будет уже в принципе невозможно, к господину Гандельману присоединится Игорь Григорьев, основатель журнала «ОМ». Три года назад он уехал в Рио, а недавно вернулся с музыкальной программой. Петь он будет произведения из репертуара популярных и джазовых бразильских композиторов. Те немногие, кто видел Григорьева на сцене (перед широкой публикой выступает он нечасто), говорят, что его донельзя манерное «инди-кабаре» как минимум смотрится забавно. Да и в любом случае не каждый день в «Тоннах» строит из себя зависимого Пьеро бывший культуртрегер, счастливо сменивший московский угар на «значительное число мулатов… у обширной бухты Атлантического океана». Но все это пустое по сравнению с хедлайнером фестиваля, который выступит в субботу в Доме музыки. Им будет, пожалуй, лучший джазовый басист мира Маркус Миллер. Он долгое время играл сессионником с Аретой Франклин, Мэрайей Кэри, Элтоном Джоном, Фрэнком Синатрой и другими, пока его не приметил Майлз Дэвис. Звездный час состоялся в 1986-м, когда музыканты выпустили совместную пластинку «Tutu», с тех пор со страниц спецпериодики для фанатов «музыки толстых» Миллер не вылезал. Компанию в этот вечер Маркусу составят припанкованный-прифанкованный преподаватель колледжа Беркли Дэвид Фьюжински, стипендиат того же колледжа саксофонист Николай Моисеенко и авангардная молодежь SymFusion Orchestra, победители конкурса молодых джазовых исполнителей «Усадьба. Джаз 2009».
В других пяти клубах, дружественных проекту (Bilingua, Bijou, «Союз композиторов», «Мастерская», и «Олимпиада-80»), пройдет неосновная часть фестиваля — на них выступят как вышеупомянутые исполнители, так и представители местной сцены. О вовлеченности в городскую жизнь числом большим, нежели три с половиной калеки, говорить не приходится, если принять во внимание, что самый известный участник фестиваля до некоторого времени вообще никаким боком джаза не касался. Но ведь все-таки жив, курилка, не умер, раз по городу единовременно пройдет столько концертов.
Читайте также:
Хедлайнер фестиваля City Jazz Маркус Миллер о политике, конкуренции и Майкле Джексоне.