VI Фестиваль симфонических оркестров мира
В начале июня в московских гостиницах уже не первый год случается overbooking — в первой декаде лета в Колонном зале Дома Союзов, когда-то важной точке на филармонической карте Москвы, а ныне практически частном заведении с обилием корпоративов, случается Фестиваль симфонических оркестров мира, который за десять дней традиционно представляет пять симфонических оркестров. Вообще фестиваль с таким творческим профилем найти трудно: все продюсеры знают, какая это головная боль — возить на гастроли симфонический коллектив, пытаясь выкупить на регулярных рейсах более ста билетов или организовывая специальный чартер, бронировать в разгар сезона гостиницы, арендовывать ряд инструментов (ударные, контрабасы, арфы) на месте или отправлять с «родными» инструментами оркестрантов фуру через тридевять земель, объясняться с таможней… Надо сказать, что через все эти сложности Фестиваль симфонических оркестров проходил всегда с честью, выжив даже в год финансового кризиса, но вот, похоже, творческая фантазия организаторов потихоньку начинать иссякать — афиша Фестиваля с каждым годом становится все скромнее и приобретает черты скорее домашнего, нежели официального празднества.
Гостями шестого по счету Фестиваля станут оркестры из стран Восточной Европы. Обычно они находятся в стороне от пышных европейских форумов, им не достаются гастрольные туры по важным европейским столицам, они лишь смиренно поддерживают традицию в своей родной стране, обслуживая заезжих гастролеров с громкими именами, и на большее не претендуют. Конечно, их трудно было бы сравнить по качеству игры и внешнему лоску с оркестром Венской филармонии или даже с их скандинавскими конкурентами, заезжавшими на Фестиваль в прошлые годы, но это не значит, что их надо игнорировать. Например, оркестр Чешской филармонии, дающий целых два концерта, 5 и 6 июня, вместе с дирижером Пинхасом Штейнбергом, всегда был почитаем выбиравшимися на коммунистический Восток западными музыкантами с мировыми именами, а у его истоков стояли, на минуточку, Антонин Дворжак и Густав Малер, дирижировавшие собственными сочинениями. Открывающий Фестиваль 3 июня Филармонический оркестр им. Джордже Энеску — лучший коллектив Румынии, с которым в свое время записывался Святослав Рихтер. Наконец, Sinfonia Varsovia, ведущий оркестр Польши, может дать фору многим западным соседям по части современной музыки — благо за его пульт встает патриарх польской (и мировой) композиторской школы Кшиштоф Пендерецкий. Так или иначе, послушать все эти коллективы будет по крайней мере любопытно — хотя и не стоит ждать от них великих творческих свершений. Это немного напоминает авиакомпании, работающие по системе low-cost — вас отвезут, куда вам надо, но за меньшие деньги, а уровень комфорта может варьироваться в каждом конкретном случае.