Декабрьские вечера Святослава Рихтера-2011
«Декабрьские вечера» — удивительное для столичной жизни явление, не поддающееся каким-либо изменениям. Попадая в Пушкинский музей в декабре после шести вечера, можно потерять счет времени и весь концерт соображать, а какой же на дворе год, — здесь ничего не меняется, кроме сменной выставки, посвященной фестивалю, одни и те же лица в зале и часто — одни и те же музыканты на сцене.
Придуманный Святославом Рихтером фестиваль, призванный обозначить связь музыки и пластических искусств (музыкальная программа и выставка связаны одной темой, часто отражают и дополняют друг друга), на сегодняшний день — едва ли не единственное прибежище для любителей таких редких и изысканных вещей, как камерный вокал или струнный квартет. Сюда регулярно наведываются местные знаменитости, принадлежавшие когда-то кругу Рихтера (Наталья Гутман, Виктор Третьяков, Юрий Башмет — последний стал художественным руководителем «Вечеров»), да и кто-то из мировых звезд обязательно заглянет на огонек. Особенно фестиваль почитают певцы — за превосходную акустику Белого зала, где прекрасно звучит голос, и за внимательную публику, которая знает, когда хлопать, и умеет создавать сосредоточенную, «священную» тишину во время пения.
Тема нынешнего, тридцать первого по счету фестиваля — «Безумные песни: фантазии и видения» — предсказуемо отсылает к искусству Уильяма Блейка, своими стихами и картинами предвосхитившего эзотерику, сюрреализм, экспрессионизм, авангард и все самые передовые направления искусства ХХ века. Музыкальная составляющая не отстает: в афише заявлены здесь не только сложная и даже изощренная музыка композиторов ХХ столетия, но и сочинения современников Блейка — композиторов венской классической школы, а также знаменитых кудесников барокко, столь же экстравагантных и загадочных, как сам Блейк, — прежде всего Джона Дауленда и Генри Перселла. Есть, например, совсем музейные редкости — как опусы Иоганна Кристиана Баха, младшего сына великого Баха, жившего и творившего в Лондоне, а также рано умершего и не успевшего ярко заявить о себе Томаса Линли, одного из самых талантливых английских композиторов второй половины XVIII столетия (оба автора присутствуют в программе оркестра Pratum Intergrum, 15 декабря). Знаменитый «Токио-квартет» смело тасует Гайдна и японского авангардиста Тору Такемицу, прибавляя к ним произведения Шумана и русской сочинительницы Леры Ауэрбах, на данный момент — одного из самых востребованных композиторов Европы. На стилевых контрастах построена и програм ма одной из главных звезд фестиваля — Гидона Кремера, он играет Иоганнеса Брамса и Софью Губайдулину. Но если кому-то хочется аутентичной Англии, то в афише есть подлинное сокровище: сольный вечер ангельского британского сопрано Деборы Йорк с любовными песнями (бытовавшими в старину под названием mad songs) композиторов барокко, от Перселла и Генделя. Хрустальной чистотыголос в сопровождении клавесина — именно то, что заставит любого на два часа потеряться во времени и пространстве.