Фестиваль NET
В афише фестиваля «Новый европейский театр» в этом сезоне нет почти ни одного нового для Москвы имени. Но это вовсе не отступление от принятой его организаторами программы. Когда в 1998 году они начинали свое рискованное дело, почти никого из сегодняшних участников, успевших за 16 лет стать звездами европейской режиссуры, у нас не знали. И знакомство с ними произошло именно на NET. И Жоэль Помра (Франция), и Оскарас Коршуновас (Литва), и Михаэль Тальхаймер (Германия), и Ромео Кастеллуччи (Италия), и Кэти Митчелл (Великобритания) впервые показали в Москве свои спектакли именно на этом фестивале. Разве можно отказать себе и нам, зрителям, в удовольствии увидеть понравившихся когда-то «новичков» в пору их расцвета? В результате осенью 2014 года NET представляет самый солидный лайнап из всех осенних фестивалей. Начнут с московской программы, по традиции отмечая 9 ноября — день падения Берлинской стены.
Зарубежную программу откроет как раз почти неизвестный у нас венгерский режиссер Корнель Мундруцо. Но до Москвы он не доезжал по чистому недоразумению. В новом веке его фильмы собрали множество премий, а спектакли объездили все фестивали. Сгущенный порой до оторопи натурализм повергал в шок многих. Проект «Деменция» (сб 15, вс 16 ноября, 20.00, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда) приглашает публику в заброшенную психбольницу, где на последнем этаже бродят забытые и забывшиеся в слабоумии старики. Зрителям самим приходится задумываться, спасать их или нет.
Жоэль Помра на нервы своим зрителям давить не любит. Предпочитает разговор на холодную голову. «Великую и невероятную историю коммерции» (ср 19, чт 20 ноября, 20.00, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда) пересказывают пятеро. Они коммивояжеры, которые оживленно обмениваются «передовыми технологиями» втюхивания товара. Текст основан на интервью с реальными продавцами 60-х и двухтысячных годов.
Англичанин Деклан Доннеллан прежде был завсегдатаем Чеховского фестиваля. Но его лихой фарс «Король Убю» по пьесе Альфреда Жарри (пт 21, сб 22 ноября, 20.00, на сцене Театра Наций) нельзя было не привезти. Режиссеру надоело всеобщее умиление детской непосредственностью взрослых уже людей. Сокрушительная энергия и откровенный инфантилизм ребячливого короля смешит и страшит одновременно, ведь никакими «взрослыми» рамками ни его веселость, ни его жестокость не обуздывается.
Оскарас Коршуновас привозит моноспектакль великого литовского актера Юозаса Будрайтиса. «Я бы никогда не взялся за постановку «Последней ленты Крэппа» (ср 26, чт 27 ноября, 20.00, на сцене «Студии театрального искусства»), — говорит режиссер, — если бы не Будрайтис, который способен стать символом в беккетовском понимании в силу его возраста, опыта и интеллекта».
Один из самых ожидаемых спектаклей на NET — нашумевший «Тартюф» (сб 29, вс 30 ноября, 20.00, на сцене Театра Наций) берлинского театра «Шаубюне». Режиссер Михаэль Тальхаймер выворачивает сюжет Мольера наизнанку. Харизматичный Ларс Айдингер играет Тартюфа не как изворотливого ханжу, а как реального пророка, пришествие которого в нашем мире никого не устраивает.
До сих пор неясно, на какой площадке будет показан спектакль Кэти Митчелл «Дыхание» (сб 29, вс 30 ноября, 20.00). Ремонт в Электротеатре «Станиславский», где он был запланирован, затягивается. Однако пропускать очередное творение уникальной англичанки не стоит. Ее герои — обычные добропорядочные люди, с которыми ничего особенного не случается. Но само развитие нашей цивилизации заставляет их задуматься, стоит ли рожать детей. Ведь скоро население Земли приблизится к 10 миллиардам. Перенаселение обрекает каждого воевать за еду, воду, воздух. Стоит ли отправлять своих детей на эту неизбежную войну? Европейские режиссеры большой надежды на будущее не возлагают. Но из своих сомнений и страхов они творят настоящее театральное искусство. И так ли уж важно, новое оно или вечное?
Иллюстрация: © Katrin Ribbe, Tartuffe