Фестиваль «Весна священная»
Триста лет подряд в мировом балете плавали лебеди, носились над сценой на тросах воздушные духи и крестьяне были галантны, как принцы. Триста лет подряд культивировалась «выворотность» — умение разворачивать стопы мысками наружу.
В 1913-м в дягилевской антрепризе Вацлав Нижинский взорвал этот плюшевый мирок: сюжетом его балета «Весна священная» стала жуткая и красочная история о человеческом жертвоприношении в языческой Руси, а все обитатели этой страны принципиально косолапили. С этой премьеры (которую обычная парижская публика встретила возмущенными воплями и свистом, а собравшиеся поэты и художники — яростными аплодисментами) началась новая эпоха — рухнули границы, открылось поле для фантазии.
Теперь любой балетмейстер знал, что жестких правил в танце нет — все определяет талант и только талант. Так что тем, что двадцатый век в Европе был так богат на отличных хореографов в балете, и тем, что существует само понятие «современный танец», мы обязаны Нижинскому. Нынешний фестиваль — благодарный поклон бедному гению. Устроен фест как путешествие во времени: от свеженькой версии «Весны» в постановке Татьяны Багановой — прыжки к Бежару, Бауш и самому Нижинскому.