Монофестиваль «Музыка С.В. Рахманинова»
Казалось бы, чего мы не знаем о Сергее нашем Васильевиче? Он принадлежит к тем явлениям отечественной культуры, которые автоматически вызывают прилив дикого неконтролируемого восторга у неофитов и приступ аллергии у знатоков. Каждый день в мире раз двадцать, наверное, исполняют Третий фортепианный концерт, а знаменитая до-диез минорная фортепианная прелюдия или знаменитое «колокольное» начало Второго фортепианного концерта знакомо любому российскому ребенку, кажется, еще в утробе матери. И это только если брать собственно музыку Рахманинова; о его жизни мы как будто тоже все знаем. На самом деле, если абстрагироваться от многочисленных клише и общеизвестных штампов, и фигура одного из самых известных русских композиторов, и музыка, созданная им, далеки от шаблонных представлений. Будучи последним романтиком в истории музыки, в жизни он был человеком довольно сухим и расчетливым — до мельчайших подробностей оговаривал условия своих контрактов, торговался с агентами, вел учет своих доходов и расходов, с увлечением вникал во все детали, связанные со строительством домов и загородных имений.
Будучи честолюбивым и зная себе цену, он едва не лишился рассудка, когда в Петербурге на премьере с треском провалилась его Первая симфония, и затем уничтожил ее партитуру. Но последующая мировая слава, как выяснилось, не умерила боли. Иными словами, как бы ни были известны его сочинения, разительный контраст между ними и обликом их создателя не исчезает, а наоборот — со временем порождает много новых толкований и предположений, подтвердить или опровергнуть которые не сможет никто и никогда. Фестиваль музыки Рахманинова, формально приуроченный Домом музыки к неочевидному юбилею (70 лет со дня смерти), собирает воедино несколько знаковых для биографии композитора сочинений. На открытии 20 марта в исполнении Национального филармонического оркестра России прозвучит та самая злополучная Первая симфония. Далее крупным симфоническим программам будут в параллель идти камерные вечера — многочисленные рахманиновские романсы поделят между собой царственное сопрано Мария Гулегина (28 марта) и один из лучших московских баритонов Василий Ладюк (30 марта). А закончить фестиваль обещают оперой — «Франческой да Римини» на сюжет из «Божественной комедии» Данте, которая будет исполнена силами артистов Большого театра под управлением Василия Синайского.