XII Международный конкурс артистов балета и хореографов | Театр | Time Out

XII Международный конкурс артистов балета и хореографов

Анна Гордеева   17 мая 2013
3 мин
XII Международный конкурс артистов балета и хореографов
Звенящий азарт, жесткая битва в классике, пять гопаков подряд и потешные персонажи в первом туре.

Этот конкурс прежде всего — возможность. Ты видишь себя принцем, а начальство ставит тебя пятым стражником? Ты не смогла поступить в знаменитую школу, но теперь в частной школе танцуешь лучше всех в своем классе и мечтаешь получить приглашение в более престижное учебное заведение? Хочется из Уфы перебраться в Москву? А из Москвы в Сан-Франциско? Ровно раз в четыре года открывается дверка.

Две возрастные группы — школьники и уже работающие артисты — соревнуются отдельно. Две недели дикой нервотрепки, одна маленькая репетиция на сцене, которую тебе могут дать в полвторого ночи. Три тура. И результат — или полученное продвижение, осуществившаяся мечта, если завоевано хотя бы третье место, или, наоборот, откат назад, усмешки коллег — «сходила на конкурс, проветрилась, ничего не получила». И начальство, аккуратненько так помечающее у себя в голове — вот эта попробовала, но не смогла. Среди удачников — Николай Цискаридзе, Иван Васильев, Леонид Сарафанов. Имен неудачников больше, но они никому ничего не говорят.

Конкурс открыт — за соревнованиями можно наблюдать с самого первого тура, когда на сцену выходят иногда персонажи совершенно потешные. (Соотечественников-непрофессионалов отсеивают на стадии подачи документов, но кто может сказать, насколько хороша девочка, приславшая заявку из Буркина-Фасо?) И если у вас есть время — именно с первого тура и следует ходить на конкурсные просмотры. Тем более что цены на билеты символические. Именно на старте конкурса начинает звенеть азарт, в партере «жучок» принимает ставки на победителей (что, разумеется, незаконно), и у вас появляются фавориты, за которых вы начинаете «болеть».

При этом совершенно необязательно знать что-то о правилах выполнения того или иного движения. После того как на первом туре шесть девиц подряд станцуют вариацию Сванильды из балета «Коппелия» (в конкурсной программе младшей группы восемь вариаций, но все выбирают или Сванильду, или Одалиску из «Корсара», или Машу из «Щелкунчика») — вы сами разберетесь, кто из них хорош, кто плох, даже не интересуясь терминологией. Ну, еще, конечно, ласковая мелодия Делиба на пару дней поселится у вас в голове. Правда, в этом году младшую группу осчастливили еще обязательным народно-характерным танцем на первом туре — и есть шанс пять раз подряд увидеть и услышать, например, гопак.

На втором туре кроме продолжения обязательной классической программы — современная хореография. Это — серьезное испытание для зрителя: понятно, что на школьников и артистов кордебалета балетмейстеры-звезды не ставят. Танцующий народ воспроизводит сочинения своих педагогов, которые стараются как можно выгоднее показать подопечных, не заботясь о смысле и красоте номера. Поэтому тот танцовщик, что хорошо умеет прыгать, — будет сигать без перерыва, а тот, кому удаются туры, — вертеться как заведенный. Но иногда в этом потоке встречаются жемчужины, и тогда можно зафиксировать появление нового хореографа. На третьем же туре — уже только жесткая битва в классике, измерение точности углов, на которые задраны ноги, и аккуратности закрытия позиций. Но это будет на следующей неделе.