Итоги театрального сезона: любовные истории и семейные коллизии на сцене
Помимо юбилеев, скандалов и уникальной матерной чистки (театры готовятся к следующему сезону, который начнется уже после вступления в силу закона о запрете нецензурной лексики на сцене), о которых шла речь неделей раньше, на московской сцене произошло еще одно знаменательное событие: серьезные режиссеры, оставив на время судьбы человечества и мировой хаос, принялись рассказывать любовные истории, распутывать семейные коллизии и думать о воспитании детей.
Немного ностальгии
Появление в афишах имени Виктора Розова — главного драматурга оттепели, пьесы которого, как казалось, уже стали историей, можно объяснить его столетним юбилеем в августе 2013 года и отлично прошедшей лабораторией в РАМТе, где четыре дня молодые режиссеры показывали эскизы по его сюжетам, некоторые из которых в разных театрах были доведены до премьеры. Самой запоминающейся стала постановка Рузанны Мовсесян в Театре им. А. С. Пушкина с удивительно гармоничным ансамблем актеров во главе с Андреем Заводюком: «С вечера до полудня» — тонкая, построенная на полутонах и подтекстах история о том, как три поколения семьи, где каждый по-своему одинок, учатся принимать жизнь такой, как она есть.
Однако не только Розова достали из советских архивов московские театры. В Театре Армии вспомнили «Жестокие игры» Алексея Арбузова, в Театре на Малой Бронной — «Ретро» Александра Галина. В Мастерской Петра Фоменко и в театре «Модерн» — «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой. А драмы Александра Володина и в архив-то никогда не уходили. В этом сезоне вышли сразу две отличные и совершенно непохожие друг на друга премьеры по его пьесе «С любимыми не расставайтесь»: в театре «ОКОЛО дома Станиславского» режиссера Юрия Погребничко и в Московском ТЮЗе режиссера Генриетты Яновской.
Немного классики
Одним из лучших спектаклей сезона стала инсценировка Камы Гинкаса «Леди Макбет нашего уезда» по повести Николая Лескова. Катерина Львовна Измайлова в азартном, отчаянном исполнении Елизаветы Боярской здесь предстает отнюдь не жертвой домостроя. Режиссер, исследуя природу ее страсти, будто беса выпустил из души веселой, шаловливой бабенки, которая поначалу просто пыталась развлечься от скуки. Одной из последних премьер сезона стала еще одна — уж совсем душещипательная история Лескова: «Тупейный художник» в Театре п/р О. Табакова (режиссер С. Станкевич).
В общем лирическом настрое самыми популярными авторами для инсценировщиков стали Бунин и Набоков, причем чаще всего перечитанные глазами молодых, не чувствующих горечи этой прозы, а увлеченных неведомой уже красотой любовных признаний. Пару раз их рассказы даже объединяли в один спектакль. Но удачнее других получилась немного наивная «Машенька» (Театр им. Моссовета) по раннему роману Набокова в постановке Ивана Орлова. И очаровательна она именно сценами воспоминаний начинающего писателя Ганина (Иван Ивашкин) о своей первой любви к непосредственной, открытой новым чувствам девочке, которую сыграла Надежда Лумпова, ставшая настоящим открытием этого сезона. Машенька — первая из четырех отменно сыгранных ею в этом году важных ролей в разных московских театрах. За нею последовали капризно-обидчивая Катя («Жанна», Театр Наций), мучимый чувством вины перед умершей матерью упрямый подросток Золушка («Золушка», «Практика») и игривая выдумщица Фея Кувшинка («Детский сад стихов», Театр Наций).
Немного жесткости
Если не в рейтинг лучших спектаклей сезона, то уж точно в список самых популярных вошла премьера молодого режиссера Ильи Ротенберга по пьесе еще более молодого драматурга Ярославы Пулинович «Жанна» (Театр Наций). Не теряя «новодрамовской» жесткости, они сочинили настоящую мелодраму о попытках «новой русской», пробившейся из низов успешной бизнесвумен устроить себе личное счастье. Жанну без всяких прикрас и жалости, но с пониманием и личным обаянием сыграла Ингеборга Дапкунайте — явная претендентка на приз «лучшая женская роль» всех московских премий. Но главное, что ее признали «свои». Билеты на малую сцену Театра Наций на полгода вперед раскупили «богатые женщины с трудной судьбой», которые дружно всхлипывают в первых рядах на каждом спектакле.
Разобраться в прихотях любви московские театры в этом сезоне пробовали в разных жанрах. Норвежка Сигрид Стрем Рейбо в «Мастерской Петра Фоменко» поставила абсолютно абсурдистскую семейную комедию Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» с пленительной Ксенией Кутеповой в главной роли. Режиссер-педагог Светлана Землякова в «Практике» выпустила мелодраму-житие святых «Петр и Феврония Муромские» с уже становящейся звездой своего поколения Инной Сухорецкой в заглавной роли. Режиссер Марфа Горвиц поставила вовсе не сказочную сказку «Золушка» по пьесе Жоэля Помра о становлении чувств — и любви, и вины, и прощения — о подростках, пытающихся спрятать в одиночестве свои боли от мира. Этот спектакль «для семейного просмотра» вошел в топ всех рейтингов московского сезона, а Надежда Лумпова – Золушка — во все номинации «лучшая женская роль».
Немного патриотизма
Куда же российскому театру, принявшемуся говорить о любви, уйти от любви к Родине? А вспомнив ее, как не вспомнить знаменитую гоголевскую «Птицу-тройку». Жесткий, насмешливый спектакль Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре» «Мертвые души» по поэме Гоголя разыгран с таким обаянием артистизма, что глаз от этой очумелой, не знамо куда мчащейся «тройки», даже от отлично себя в ней чувствующей сметливой и куражной Коробочки в блистательном исполнении Олега Гущина, оторвать нельзя.