Московские фудис об уличной еде в городе
Настя Колесникова, руководитель проекта «Местная еда»
В городе до обидного мало хорошей уличной еды: «Стардоги», «Крошка Картошка», что там еще? Meat Point на Большой Никитской был первым, кто доказал: в крошечном киоске вполне можно делать модную, недорогую и вкусную еду. И пока их кюфта стоила 150 рублей, это был идеальный вариант, хотя и за 200 я покупаю тоже. Я слежу за судьбой тех, кто когда-то дебютировал на нашем маркете, а сегодня открыл свое собственное место и продолжает держать высокую планку: The Hummus, Durum Durum, Homemade Lemonade. Из самых крутых с точки зрения технической организации проектов назову «Воккер» и «Пян-Се»: это всегда очень быстро, стабильно и качественно. Есть, конечно, еще много интересных концепций на тему уличной еды. Городской маркет еды в этом смысле — настоящая кузница кадров, но, во-первых, далеко не все могут сделать что-то адекватное по цене, сохранив при этом качество продукта, а во-вторых, в Москве нет законов, которые бы регулировали стритфуд и мобильную торговлю,— чиновники не знают, что с этим можно делать в принципе. «Местная еда» старается решить эти вопросы — мы общаемся с властями и советуем ребятам, как нужно работать. Пару лет назад было проще начать и освоиться в этом бизнесе: общественные места не брали много денег за аренду. Сегодня цены растут, а как, скажем, встать у метро со своей точкой — и вовсе непонятно. Мало просто быть прекрасной парой, которая любит готовить хот-доги. В городских парках — большая конкуренция, и чем больше предложений будет в каком-нибудь Парке Горького, тем меньше продаж будет у каждого киоска. Но открыться в парке сегодня реальнее: всегда можно дождаться директора и рассказать ему о своем проекте. Если делать все официально, то за год нужно подать заявку и выиграть тендер.