«Маяковка» начинает сезон презентацией обновленного филиала на Сретенке
Не сказать чтобы закрытие на капитальный ремонт подвального, похожего на советскую заштатную киношку, филиала Театра им. Вл. Маяковского Москва пережила как заметную утрату. Не самое ходовое было место. Однако Миндаугас Карбаускис, приняв хозяйство три года назад вместе с ожидаемым долгостроем, собирался именно его превратить в центр театрального эксперимента и артхауса. Так торопился, что уже в прошлом сезоне планировал сыграть премьеру интеллектуальной комедии Марюса Ивашкявичюса «Кант» именно там. Сценограф Сергей Бархин придумал для него алый шестигранный амфитеатр в расчете на заложенные в проекте возможности новой сцены-трансформера. Но пришлось годок повременить. Зато теперь есть чем похвастаться.
На этой неделе — в четверг 28 августа — открытие 92-го сезона «Маяковки», и сбор труппы пройдет в преображенном до неузнаваемости пространстве. Для гостей и журналистов состоится пресс-показ первой премьеры сезона «Декалог на Сретенке» (для зрителей ее сыграют 19 сентября, в 13.00 и 19.00).
Режиссер Никита Кобелев и драматург Саша Денисова придумали спектакль в пока не очень привычном у нас жанре site-specific theatre. Это не просто ставшая за предыдущий сезон модной «бродилка» по всем закоулкам театра (кстати, один из первых в Москве спек- такль променад — «Девятьподесять», посвященный 90-летнему юбилею «Маяковки»,— был поставлен именно творческим дуэтом Кобелев/Денисова).
Сретенка — главная героиня предстоящей премьеры. Истории о ней и ее обитателях собирали в архивах и в разговорах с самими жителями этой старинной московской улицы актеры первой при репертуарном театре документальной «Студии OFF».
Денисова смешала собранные «вербатимы», документы и легенды в единый сюжет, в центре которого — пожилая дама, всю жизнь прожившая на Сретенке, помнящая еще трамвай, проходивший под Сухаревой башней, и все свои впечатления аккуратно заносившая
в дневник. Кобелев смешал жанры исторической костюмной драмы, contemporary dance и фэнтези в единое действо. В результате зрители, переходя из фойе в закулисье, из гримерок в зрительный зал, смогут встретить там Петра I и его советника, ученого и колдуна Якова Брюса, древнерусские дружины и хипстеров в сегодняшней кондитерской, Чехова и обитательниц борделей на Трубной. Все десять историй грехопадения «Декалога» найдут прописку именно на Сретенке, по которой зрители будут добираться до спектакля.
Следующей премьерой на сцене филиала станет тонкая психологическая драма Брайана Фрилла «Отцы и сыновья» (парафраз тургеневских «Отцов и детей») в постановке Леонида Хейфеца. Ее сыграют уже в октябре.
И конечно, «Кант» Карбаускиса/Ивашкявичюса обретет здесь свое законное место. Сюда переедут из главного здания театра спектакли «Цена», «Чудаки», «На чемоданах», «Господин Пунтила и слуга его Матти», «Не все коту масленица». Так что адрес обновленного филиала — Пушкарев переулок, 21 — стоит запомнить.
Иллюстрация: сцена из спектакля «Кант»