Планы на осень: театры
29 сентября — 10 октября фестиваль «SOLO»
На фестивале моноспектаклей — две европейские знаменитости. Итальянский последователь «театра жестокости» Ромео Кастеллуччи покажет спектакль «Юлий Цезарь. Фрагменты» на глубине 16 метров под землей в пространстве Collector Gallery. Другой провокатор, бельгийский хореограф Ян Фабр, представит постановку «Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)».
1–14 октября театральный фестиваль «Территория»
IX фестиваль-школа современного искусства кроме образовательный программы для лучших студентов театральных вузов включает в себя мастер-классы, читки новых британских пьес и просмотр премьер Театра Наций (в частности, это последний шанс посмотреть квест «Шекспир. Лабиринт»). Уникальный британский хореограф Акрам Хан, соединяющий contemporary dance и традиционный индийский танец «катхак», представит свое посвящение Игорю Стравинскому и революции, которую его музыка вызвала в классическом танце… «iTMOi». Томас Остермайер покажет сенсацию одного из последних «Авиньонов» — осовремененную версию пьесы Генрика Ибсена «Враг народа», где в зрительный зал выносятся микрофоны, чтобы публика могла участвовать в обсуждении прав большинства и прав личности в эпоху современной демократии. А отечественные звезды во главе с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Ингеборгой Дапкунайте примут участие в проекте Театра Наций «Слепоглухие».
С 3 октября театральный фестиваль «Сезон Станиславского»
Несмотря на то что в Год культуры министерство культуры сократило финансирование международных театральных фестивалей, все главные осенние московские фесты пройдут и все обещанные звезды приедут. Программу юбилейного 10-го фестиваля Фонд к. с. станиславского растянул до 18 декабря, чтобы не упустить ни одного из своих традиционных хедлайнеров: Люка Персеваля, Эймунтаса Някрошюса и льва Додина.
Люк Персеваль, чей «Там за дверью» получил «Золотую маску» как лучший зарубежный спектакль, привезет в Москву труппу из бельгийского Гента, которую он сам создал и в которой собственно как режиссер и родился. В ранней пьесе Чехова «Платонов» Персевалю важным показался мотив неумения человека быть честным с самим собой. Вечный разрушитель чужих иллюзий и обличитель чужой фальши, Платонов, встретив свою давнюю любовь, вдруг осознает, во что превратилась его собственная жизнь.
Work-in-progress спектакля Эймунтаса Някрошюса «Книга Иова» был показан в крохотном театральном павильоне в Любимовке. Теперь библейская история вышла на большую сцену. У Някрошюса Иов, о котором поспорили Бог и сатана и на которого обрушили ради эксперимента все возможные несчастья, отнюдь не безвольный и терпеливый — он требует у создателя уважения к себе, созданному по образу и подобию.
Через двадцать лет после своей первой постановки «Вишневого сада» Лев Додин увидел чеховскую пьесу совершенно по-новому, как чувственную, живую, совершенно сегодняшнюю трагикомедию. В главных ролях Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский.
15 ноября — 2 декабря Театральный фестиваль NET
Главными звездами фестиваля «Новый европейский театр» станут вовсе не новые имена. Но, в конце концов, так ли уж важно, под какой «шапкой» в Москву привезут главного европейского эстета — немецкого режиссера Тальхаймера с интерпретацией мольеровского «Тартюфа» или лучший спектакль последних лет любимца московской публики Деклана Доннеллана и его английской труппы «Чик бай джау» «Король Убю». Новым для Москвы знакомым станет только известнейший жесткий гиперреалист из Венгрии Корнель Мундруццо со спектаклем «Деменция» о забытых на последнем этаже закрытой психбольницы слабоумных. Их оторванное от мира существование напомнило режиссеру современную Европу.