Михаил Комаров: как создать свой коворкинг
ЧЧто вам помогло в построении бизнес-модели, что нужно учесть?
Скрупулезный подсчет всего, всех ошибок, которые ты можешь допустить. Нужно досконально просчитать, во что ты вложишься, чтобы не пришлось вкладываться еще раз в то же самое, как это было у нас: мы закупали Интернет-оборудование несколько раз, потому что тупо не понимали, что нам нужно. Мы не обращались в компании, которые этим занимаются, просто покупали, а потом еще раз покупали, а потом еще раз… Колоссальные деньги были потрачены зря. Просчитай мы это заранее, ничего такого не было бы. Нужен очень жесткий подсчет, и вы должны быть настроены, что у вас не успешный проект, а проект, который еле-еле выживает. Вот если, по вашим подсчетам, он еле-еле выживает, тогда дело можно запускать. А если вы начинаете с расчетом на то, что у вас будет стопроцентная заполняемость 12 месяцев в году, вы прогорите – это абсолютно точно. И так в любом бизнесе. Этот бизнес, по сути, не отличается ни от какого другого – ресторана, отеля или еще чего-то, что связано с большим количеством людей и высокой проходимостью.
И еще риски. Нужно побольше рисков запихивать в свой бизнес-план, и тогда у тебя точно получится все. Нужно в самом начале хорошенько подумать, что вы хотите сделать, потому что какие-то затраты могут оказаться лишними, а это очень обидно. Простой пример: ребята закупали в коворкинг супердорогое видеооборудование для конференций. И я знаю точно, что первые полгода у них не было ни одной конференции. То есть на оборудование было потрачено много денег, оно никак себя не окупало, простаивало, а эти деньги можно было пустить на другие вещи, с которыми у них были проблемы. Последовательность действий, их продуманность очень важны, все надо просчитывать заранее.