Новая жизнь ВДНХ | Город | Time Out

Новая жизнь ВДНХ

Андрей Никитин   10 сентября 2014
10 мин
Новая жизнь ВДНХ
Огромную запущенную территорию выставки к 75-летнему юбилею отмыли, подкрасили и привели в порядок. Но главные перемены в новой жизни ВДНХ еще только впереди.

В августе отметила 75 лет существования Выставка достижений народного хозяйства, всем известная ВДНХ. А в апреле она перешла из федеральной собственности в городскую. За три месяца, разделяющие эти события, выставка преобразилась до неузнаваемости, превратившись из заповедника постсоветского упадка в передовое и динамично меняющееся городское пространство.


Спешно приведенная в порядок к юбилею (это у нас умеют), отмытая, вычищенная и перекрашенная территория ВДНХ на самом деле только на пороге перемен


Самое интересное еще впереди, ведь во что будут превращать выставку дальше и какой будет новая жизнь ВДНХ — пока абсолютно не ясно.

Почему на ВДНХ все постоянно меняется
Выставочный комплекс на северо-востоке Москвы открыли в 1939 году. Назвали его Всесоюзная cельскохозяйственная выставка. Сокращенно — ВСХВ. К моменту открытия выставки первого главного архитектора проекта Вячеслава Олтаржевского уже отправили на исправительные работы в Воркуту. Но от этого мероприятие 1 августа не стало менее торжественным. Построенная по проекту Олтаржевского выставка занимала огромное пространство в 136 гектаров и реально рассказывала о достижениях советских колхозов и совхозов. Это был мини-город с сотнями строений, с парками, прудами и опытными хозяйствами. Открылась выставка 1 августа и в первый сезон проработала 85 дней. Сегодня мы называли бы ее местом силы и писали бы материалы об удачном примере того, как удалось осмыслить и оживить городскую окраину.

Выставку увековечили в советском киношедевре «Свинарка и пастух», а также в фильмах «Подкидыш» и «Светлый путь». Через год ВСХВ проработала уже пять месяцев. Еще через год началась война. Во время войны здесь началась другая жизнь: выставку эвакуировали в Челябинск. А на ее территории работала разведшкола, где в числе прочего на близком к идеальному асфальте будущих шпионов, готовившихся к засылке на территорию Третьего рейха, учили не вызывающей подозрения европейской манере вождения автомобиля.

Получается, что первая перестройка ВСХВ произошла после войны, в 1950-м, когда выставку решили открыть заново. Реконструкция была очень масштабной, многие здания, которые сейчас ассоциируются с ВДНХ, были построены именно в это время. На выставке появились знаменитые фонтаны, были установлены главные ворота. Именно тогда, кстати, на ВДНХ снесли статую Сталина — еще при жизни Сталина. Посчитали, что фигура вождя изображена однобоко и недостаточно человечно. Сейчас на этом месте стоит ракета-носитель «Восток». Выставку открыли в 1954-м.

Следующее переосмысление пространства случилось довольно скоро — в 1959 году. И растянулось лет на десять. Сельхозвыставку объединили с промышленной и переименовали в Выставку достижений народного хозяйства СССР. Региональные павильоны начали заменять на отраслевые. Какие-то здания при этом перестроили, какие-то просто снесли, где-то существенно видоизменили фасады. На этот же отрезок времени пришлось довольно странное веяние — борьба с архитектурными излишествами.


А в 1986-м объявили было об очередной реконструкции, но не успели. Сразу после распада Союза, в 1992-м, когда народное хозяйство окончательно перестало подавать надежды на какие-либо достижения, объект переименовали во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)


Новое переосмысление пространства получилось стихийным. Экспонаты выставки, казалось, утратили ценность, как и любое воспоминание обо всем советском. Невидимая рука рынка превратила бывшую ВДНХ в неприглядную барахолку с торговлей саженцами, выставками кошек, музеем капитал-шоу «Поле чудес» и прочими «точками притяжения», о которых так просто было бы выпустить журнал «Все маргинальные развлечения Москвы».

А дальше после двадцати с лишним лет прозябания история ВДНХ сделала еще один причудливый кульбит. Сегодня это пространство попадает сразу в два тренда — московскую моду на парки и федеральный поворот back to USSR.

Павильон «Армения»
В оформлении павильона «Армения» вы с трудом отыщете что-либо армянское: славянские лица на барельефах, внутри орнамент из шишек. Все правильно: строили его как павильон «Сибирь». Через несколько лет вместо «Сибири» туда въехала выставка «Угольная промышленность». Наконец, в нулевых находившийся в полуаварийном состоянии павильон взяли в аренду и отремонтировали армянские предприниматели. Работает он скорее как торговый, нежели выставочный: коньяк, ювелирка, товары из Армении. Из других национальных павильонов подобным образом кипит жизнь в «Кыргызстане».

Колесо обозрения
ВДНХ строилась как небольшой город. Если вы свернете с главной аллеи на вторую линию, то обнаружите там, к примеру, деревянные домики, после ремонта напоминающие французские шале. Там даже был построен ЗАГС, который действует до сих пор. Забавно, что тем, кто решил зарегистрировать там брак, дают бесплатно прокатиться на колесе обозрения. К слову, про колесо обозрения, как и про действующие на территории ВДНХ аттракционы, периодически возникают разговоры, что их будут демонтировать и переносить. Но пока все работает.

Что произошло с ВДНХ за последние несколько месяцев
Этим летом на ВДНХ было в чем-то поприятнее, чем даже в Парке Горького, общепризнанном главном парке Москвы. Новая жизнь стартовала с передачи территории выставочного центра в московскую собственность. За короткий отрезок времени был отремонтирован (не реконструирован, как почему-то думают некоторые, а только отремонтирован) ряд павильонов и фонтанов. Убрали рекламу, растяжки, флаги, баннеры и прочий визуальный мусор. Возник вменяемый общепит в виде аккуратных типовых киосков и фуд-кортов. Исчезли неприглядные палатки и торговые точки, пивные и шашлычные, находившиеся на центральных аллеях. Часть территории стала недоступна для машин и превратилась в пешеходно-велосипедную. Открылись велопрокаты. А вот что еще успели сделать на ВДНХ за эти месяцы.

Переезд «Бурана»
Летом из Парка Горького на ВДНХ перевезли «Буран». Макет знаменитого космического корабля «Буран» (настоящий корабль, совершивший единственный беспилотный полет в космос, был поврежден при обрушении крыши на космодроме Байконур) был установлен неподалеку от модели ракеты «Восток», аналогичной той, что отправила в космос Гагарина. Раньше на этом пространстве находился еще и советский самолет Ту-154 — эту модель уже вывели из эксплуатации. Несколько лет назад его варварски уничтожили и распилили на металлолом. Опасались, что такая судьба может ждать и «Восток». Рядом с ними находится павильон «Космос и машиностроение», который в советское время был гордостью выставки. Его экспонаты по большей части были утрачены. Зато на его территории можно было купить семян. Предполагается, что в итоге павильон станет соответствовать названию. Пока же там разместилась интересная выставка исторических советских автомобилей.

«Зеленый театр»
К юбилею был закончен капитальный ремонт «Зеленого театра» — открытой площадки, построенной в 1954 году. Последние два десятка лет она пустовала, а когда-то там проходили концерты Хора имени Пятницкого и Леонида Утесова. Бледно-зеленые стены перекрасили в цвет слоновой кости, как в изначальном проекте. В «Зеленом театре» уже состоялось несколько концертов. И пока погода позволяет, состоятся еще. Ближайший пройдет 13 сентября, будет называться «Бабье лето». Там, оправдывая название, выступят Шинейд О’Коннор, Елка и другие певицы.

Круговая кинопанорама
Еще один удивительный артефакт ВДНХ — кинотеатр с 360-градусным экраном. Его возвели всего за три месяца по решению Хрущева, подсмотревшего идею во время посещения Америки. Уникальный кинотеатр работает до сих пор. Находится он в стороне от оживленных маршрутов, ближе к арке южного входа. Сеансы длятся по 20 минут, билеты стоят по 150 рублей. Зрительского ажиотажа не наблюдается. Зато летом здесь провели первую в России танцевальную вечеринку международного проекта Boiler Room. И вот на ней и с ажиотажем проблем не было, и выглядело все крайне эффектно.

Старые новые фасады
За историю ВДНХ его павильоны не раз меняли свое название, концепцию, наполнение и внешний вид. Так, в 1958 году «Поволжье» превратилось в «Радиоэлектронику», а расположенный по соседству «Азербайджан» стал «Вычислительной техникой». Тогда было найдено довольно остроумное решение: здания перестраивать не стали, а «одели» в модернистский накладной фасад, обладающий бесспорным архитектурным значением. Весной во время ремонта накладные фасады демонтировали, так, что они едва ли подлежат восстановлению. Прозвучали слова о состоявшемся возвращении исторических фасадов. Вопрос только, какой фасад считать более историческим и почему.

Главный павильон
Это то здание, вид на которое открывается перед тобой, стоит шагнуть под арку главного входа ВДНХ. Символ выставки, в последнее время оно было местом, где хранились самые шизофренические подарки, полученные Леонидом Якубовичем от участников телепередачи «Поле чудес»; где проходили выставки кошек и прочие подобные активности, работали стремные кафе и аптечные киоски. И в этом смысле оно было идеальным памятником постсоветской эпохе. Ремонт вернул главному павильону жутковатую торжественность 50-х. Под закрывавшей стену фанерой обнаружили и привели в более-менее приглядное состояние горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу, слава», созданный архитектором Вучетичем, в чьем портфолио «Родина-мать», памятник советскому воину в Берлине и свергнутый с Лубянки Дзержинский. В зале, который раньше носил название «Зал сталинской конституции», на потолке под куполом выведен текст советского гимна: «Да здравствует созданный волей народов единый могучий Советский Союз».

Временная экспозиция Политеха
На период ремонта здания Политехнического музея его временная экспозиция перебралась на ВДНХ и расположилась на территории павильона «Транспорт», где сейчас проходит выставка «Россия делает сама». При всей понятной иронии на тему того, что сегодня производит страна, это, похоже, лучшая выставка на ВДНХ — интерактивная и абсолютно современная, которая стоит потраченного на нее времени. Словом, вышло так, что ремонт Политеха превратился в отличную новость для обновленной ВДНХ.

Что будет с ВДНХ дальше
Ключевой вопрос: чем же все-таки станет ВДНХ для Москвы? Нужен ли на этом месте второй Парк Горького? Очевидно, что территория ВДНХ обречена на роль еще одного развлекательного пространства, парка культуры и отдыха, где летом все будут собираться на массовые городские мероприятия и музыкальные фестивали, а зимой — кататься на коньках. Между прочим, этой зимой на ВДНХ и в самом деле планируют залить искусственный каток, который отберет звание самого большого катка в Европе у Парка Горького. А если этого мало, то в оформлении катка собираются использовать фрагменты сочинских олимпийских инсталляций.

С другой стороны, городские власти заявляют, что видят ВДНХ в роли гигантского культурно-выставочного центра, который сохранит свой, цитата, «исторический функционал». Но вообще-то исторический функционал этого пространства по большому счету состоял в том, чтобы убедительно продемонстрировать окружающему миру и себе самим, что мы — могучая многонациональная империя, объединившая, между прочим, 15 республик и занимающая одну шестую часть суши.

А сейчас ВДНХ еще только в начале новой жизни. Многих (не всех) арендаторов-коммерсантов попросили удалиться, освобожденные площади пустуют, а павильоны закрыты на замок. При всем при этом есть ощущение, что одни из самых интересных изменений в Москве в ближайшее время будут происходить именно здесь.

Путеводитель по ВДНХ
ВДНХ, превышающую по площади княжество Монако, непросто обойти полностью. А уж запомнить сотню павильонов с датами и историей решительно невозможно. Выставке давно не хватало большого обстоятельного путеводителя — и теперь он появился. 240-страничная книга, написанная исследователем ВДНХ Павлом Нефедовым, рассказывает о создании советского «города солнца», связанных с ним легендах, трудных судьбах архитекторов и, конечно, об истории многочисленных зданий выставки и самых неожиданных экспозициях, которые в них появлялись.