Мифы и легенды московского метро
«Метро-2», гигантские крысы, призраки и прочие ужасы... Разбираемся, какие из мифов метро имеют реальную предысторию.
«Метро-2»
Миф На глубине от 50 до 120 метров пролегает вторая, засекреченная, система московских подземок — «Метро-2». Заложена она по разнарядке Сталина в 30-е на случай войны. В тайном метро четыре линии, а проход в него есть из Кремля, через коридоры и служебные помещения «красной» ветки. «Метро-2» укомплектовано всем необходимым, от запаса провианта до «ядерной» кнопки.
В реальности Официального подтверждения существования «Метро-2» не существует, опровержений тоже нет. Фотографии, которые диггеры-любители выкладывают в интернет под видом инфраструктуры секретной подземки, оказываются снимками служебных помещений, оборотных тупиков или соединительных веток — они нужны для транспортировки вагонов в депо и ремонтные блоки. Впрочем, по рассказам машинистов, на случай войны в метро все действительно готово. Причем не на полумифических линиях «Метро-2», а в той подземке, где мы бываем каждый день. С советских времен метро снабжено системой гидрозатворов, фильтрации и изоляции воздуха, плюс на каждой станции есть туалеты и спальные места, рассчитанные максимум на тысячу человек.
Крысы-мутанты
Миф Подземка кишит гигантскими крысами, которые в холке достигают размеров средней собаки. Они перегрызают кабели, нападают на путевых обходчиков, а некоторые особи даже слегка светятся в темноте — не иначе последствия радиации.
В реальности Живые существа в подземельях метро — большая редкость: они не выживают в сырой и холодной среде, где нет пропитания. Крыс здесь почти нет, зато время от времени из катакомб выбегают собаки. Так, однажды из рук нерадивой хозяйки спрыгнула чихуахуа, прошла насквозь один перегон и на следующей станции благополучно вернулась к владелице. Легенду про грызунов-мутантов породила аналогичная история, только с заблудившимся ротвейлером в главной роли. Что касается крыс, то, например, в метро Нью-Йорка их в тысячи раз больше, чем в Москве, руководство их метрополитена даже ввело программу по массовой стерилизации хвостатых вредителей.
Бункер вождя
Миф Прямо под «ближней дачей» Сталина, в Кунцево, существует секретный бункер-бомбоубежище, куда ведет одна из веток «Метро-2». Туда же проложен автомобильный тоннель, который тянется на запад Москвы от общественной приемной Минобороны на Мясницкой через Кремль.
В реальности Объект до сих пор засекречен, а его предназначение не раскрывается. Зато превращены в музеи и открыты для посещений два других бункера Сталина: один из них находится в Измайлово, второй — на Таганке. По слухам, к ним некогда тоже вели специальные проходы, ныне замурованные, от веток официального метро.
Черный машинист
Миф В 1980-х состав на Калужско-Рижской линии сошел с рельсов и загорелся. Вагоновожатый, недолго думая, полез в самую гущу спасать людей. Машинисту удалось вытащить из огня всех пассажиров, но сам он страшно обгорел и умер в больнице. Начальство свалило всю вину на него, сделав козлом отпущения. С тех пор призрак черного как смоль машиниста появляется в полночь в тоннелях и ищет возмездия.
В реальности: Черный машинист все-таки существует, но во плоти и крови, а не в виде бестелесного существа. Один из работников Варшавского электродепо, эфиоп Ильма Тебеко, уже много лет обслуживает Сепуховско-Тимирязевскую линию. Говорят, темнокожий эмигрант приехал в Москву учиться на летчика, но с небесами не сложилось и пришлось спуститься под землю.
Станция «Физтех»
Миф На севере «серой» ветки метро в середине 1990-х строилась станция «Физтех» — следующая после «Алтуфьевской».
В реальности Эта станция родилась 1 апреля 1996 года, когда студенты МФТИ напечатали наклейки с названием якобы строящейся станции и подклеили их к картам метро. Сначала на шутку никто не обратил внимания, но через некоторое время заволновались журналисты. В «Московском комсомольце» даже появилась заметка о том, что начальство метрополитена опровергает информацию о строительстве новой станции. Наклейки быстро удалили, однако «Физтех» успел попасть в некоторые справочники со схемами метро, где авторы поленились проверить данные.