2006 — от клуба «Икра» до катка на Красной площади
На коньках по Красной площади
Идея устроить каток на главной площади страны казалась правильной, но утопической. На какие рычаги пришлось жать главе компании Bosco Михаилу Куснировичу, одному богу известно, но на волне небывалого интереса к фигурному катанию (чему немало способствовали успехи на Олимпиаде в Турине и стартовавшее на Первом канале шоу «Звезды на льду») сказка стала былью. Первый всепогодный каток с отменным качеством льда, уютными кафешками, советскими хитами из репродукторов, иллюминацией и нарядной елкой сделал Красную площадь более человечной, что ли, и быстро превратился в символ новогодней Москвы.
Страна объединяется в любви к «Острову»
По-настоящему народным, буквально утопленным в любви представителей буквально всех слоев населения в нулевых стал всего один русский фильм, зато насколько русским по своей природе он оказался! «Остров» Павла Лунгина ненавязчиво совместил в себе все те черты, которые спустя всего 7–8 лет станут главными константами вполне государственной культурной политики: сгущенная в кадре, что твое молоко, духовность, патриотизм, понятый как пожизненный крестный ход каждого гражданина, неизбывное чувство вины перед родиной, некоторая обаятельная бесноватость — все, в общем, что укладывается в представления об особом русском пути. На деле Лунгин, конечно, снял обыкновенную открыточную мелодраму, попавшую тем не менее, судя по величине аудитории, в моральный нерв аморального в остальном времени и внесшую свой вклад в случившийся через несколько лет ревайвл РПЦ.
Сорокин выпускает «День опричника»
Писатель Владимир Сорокин издает «День опричника». И если сначала всем казалось, что это роман-антиутопия, то впоследствии выяснилось: это роман-предсказание. А то что сбылись пока не все пророчества, это, возможно, лишь вопрос времени.
Пророчества Сорокина, и как они сбываются
В книге «Государев Батюшка заложил камень в фундамент Стены Западной, стали огораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри».
В жизни Набирает популярность идея о России как альтернативе «развратному Западу», выросла роль церкви в обществе.
В книге Мавзолей снесен, «труп смутьяна косоглазого» закопан, кладбище ликвидировано, кремлевские стены перекрашены в белый цвет.
В жизни Заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, член фракции ЛДПР Михаил Дегтярев предложил вернуть Московскому Кремлю первозданный белый цвет. Возрождение белого облика Кремля станет одним из символов начала восстановления единого евразийского пространства. Образ белокаменного Кремля, как и в древности, будет символизировать приоритет норм морали и нравственности в повседневной жизни наших граждан и правителей в противовес моральному упадку в странах западной цивилизации.
В книге Вместо интернета у героев книги Сеть Русская — идеологически правильный и безопасный интернет.
В жизни На заседании Медиафорума в Санкт-Петербурге Владимир Путин заявил, что интернет возник «как спецпроект ЦРУ США», и добавил, что считает нужным и важным размещать на территории России серверы крупнейших российских интернет-ресурсов, чтобы защитить хранящуюся на них информацию. Обсуждается необходимость настройки российскими операторами оборудования так, чтобы в случае чрезвычайной ситуации российский интернет можно было оперативно отключить от глобального.
В книге 37-й указ государев об уголовной ответственности с непременным телесным наказанием за нецензурную брань в общественных и приватных местах
В жизни Законы, наказывающие за нецензурные выражения в прессе, на сцене и в кино, приняты, но телесного наказания еще не предусматривают.
Открылся клуб Ikra
На задворках Курского вокзала, в здании Театра имени Гоголя, открылся клуб. Место под названием Ikra выгодно выделялось как количеством, так и качеством концертов и вечеринок. Это был дом для всех: в «Икре» выступали передовые электронные проекты Four Tet и Caribou, здесь пел Боярский — для молодой аудитории и при полном зале. Григорий Гольденцвайг был арт-директором в эпоху расцвета «Икры», а впоследствии написал о нем книгу «Клуб, которого не было».
— В чем клуб «Икра» опередил время?
— Ни один клуб в России до «Икры» не имел (а возможно, и сейчас не имеет, надо смотреть расписания) столь же интенсивной программы с регулярным присутствием иностранных артистов — от электроники до тяжелых жанров, от группы ISIS до Александра Барда, от японского оркестра Shibusashirazu до Амона Тобина, от Шона Леннона до монгольской певицы Урны. Не говоря о море кураторских резиденций всех мастей: от Дэвида Тибета до Александра Горбачева. Ikra была первым клубом, научившимся и научившим других практике регулярных солд-аутов. В лучшие годы клуба они случались как минимум раз в неделю.
— Чему он научил Москву и лично вас?
— Чему он научил Москву — вопрос к Москве. Полагаю, что это был вопрос о том, нужен ли городу клуб-космополит с европейским трафиком качественной музыки, при этом открытый для всех желающих. Судя по тому, что предложений развить эту историю на другой площадке не поступило и подобных клубов в Москве с тех пор не выросло, — ответ: не нужен. Если ситуация когда-нибудь изменится, всегда можно вернуться к разговору.
— Почему его жизнь не была счастливой и долгой?
— Клуб прожил 4 года и 10 месяцев, если точно. На мой взгляд, это не так уж и мало. С тем, что жизнь его не была счастливой, я не согласился бы. В основном это были годы необычайно плотного трафика удивительных событий. Ikra дала старт поколению артистов и меломанов, познакомила друг с другом деятелей, которые вряд ли друг о друге узнали бы (см., например, о Four Tet, Tequilajazzz и Джей-Джей Йохансоне в моей книжке), была домом, цитаделью, регулярной точкой назначения для внушительного количества людей. Артисты, игравшие где-то еще в Москве, после концерта возвращались в «Икру» как старые друзья.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Здание на Волхонке, где прежде располагался Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (проходя мимо которого, можно было уловить запах шоколада, пока «Красный Октябрь» еще здравствовал), открылось в новом качестве. Сюда, в частности, переехала легендарная коллекция импрессионистов и постимпрессионистов Пушкинского музея. Это стало одним из этапов задуманного еще Иваном Цветаевым «музейского городка», который должен появиться вокруг ГМИИ на излете этого десятилетия.