Где гулять в Москве: главные пешеходные зоны города
Открытие новых пешеходных зон стало одним из главных городских событий последних нескольких лет. Сначала ради гуляющих расширили пешеходную часть Кузнецкого Моста, потом убрали движение с Никольской и Крымской набережной, а в этом году для гуляний приспособили Покровку, Маросейку и Пятницкую — хотя закрывать их для автомобилей вовсе не стали.
Кузнецкий Мост
Эта улица стала подопытной, примером будущих крупных пешеходных зон. Движение на отрезке Кузнецкого Моста от Большой Дмитровки до Рождественки — и на части самой Рождественки — закрыли в декабре 2012 года, но официально новое пешеходное пространство открылось 11 января 1913-го. Мы впечатлились: наконец-то появился удобный маршрут от Тверской до станции метро «Кузнецкий Мост», позволяющий без проблем добраться от МХАТа им. Чехова и многочисленных кафе в Камергерском до ЦУМа и бара «Камчатка». Зона пользуется огромной популярностью до сих пор. Улицы там полны прогуливающих и беседующих людей, на выложенных плиткой тротуарах стоят лавочки, на которых в теплую погоду прохожие часами сидят, поедая мороженое и слушая уличных музыкантов.
Никольская и Большая Дмитровка
Летом 2013 года автомобильное движение полностью убрали с Никольской — улица стала связующим звеном между Красной площадью, площадью Революции и Большим театром. А в октябре в городе появилась первая совершенно новая длинная пешеходная зона — Большая Дмитровка. Она объединила Кузнецкий Мост, безавтомобильный кусок в Столешниковом переулке и Бульварное кольцо. Дмитровка получилась уже не такой идиллической, как первые пространства для гуляний, — в том числе и потому, что одну полосу все же оставили автомобилистам.
Крымская набережная
Прибрежных территорий, сделанных для людей, в Москве почти нет — но реконструированная в 2013-м году пешеходная Крымская набережная, бесспорно, одно из лучших и самых красивых мест у реки. Вместо асфальта и мрачных огороженных стоянок там появился настоящий хипстерский оазис с велодорожками, лавочками, местом для упражнений со скейтом и удобным проходом к достопримечательностям парка «Музеон». А когда к набережной пришвартовался «Корабль Брюсов», стало окончательно ясно: популярность месту обеспечена. (Правда, сейчас судьба судна под вопросом.) По примеру Крымской у реки начали устраивать другие пешеходные зоны, пускай и не такие интересные. Например, с этого года летом по выходным закрывают движение на Болотной и Берсеньевской набережных.
Пятницкая
В 2014 году появились пешеходные зоны на Пятницкой, Покровке и Маросейке. И оказалось, что идея несколько вырождается: там расширяют тротуар, но оставляют автомобилям большую часть пространства. Первой 22 августа открылась реконструированная Пятницкая. Теперь она продолжает известный прогулочный маршрут, который начинается на Болотной площади и идет мимо Третьяковской галереи. Улица не стала полностью пешеходной, но проезжую часть на ней сузили с четырех полос до двух. Фасады домов почистили, тротуары расширили, а в одном из них проложили двухполосную велодорожку.
Если разбирать детально, Пятницкая оказалась, мягко говоря, не идеальной. Кусок пешеходного пространства от церкви Климента Папы Римского до Валовой бессмысленно упирается в месиво Садового кольца. Люди по этой части улицы ходят редко, единственное популярное место — расположенный у самого конца улицы бар Hub. К тому же, на Пятницкой так и не посадили обещанные деревья, на тротуарах поставили мало лавочек и урн, а велодорожка, которая должна была стать образцовой для других пешеходных зон, начинается ниоткуда, ведет в никуда и к тому же прерывается на выездах из переулков. Наконец, с Пятницкой убрали большую часть парковочных мест — остались только небольшие карманы на две машины каждый.
Покровка и Маросейка
На Покровке и Маросейке, как и на Пятницкой, обновили фасады, выровняли и расширили тротуары, но движение перекрывать не стали. Там тоже проблемы с лавочками и урнами, но в целом этот район выглядит лучше. По крайней мере, благоустроенная зона, которая начинается у здания Политехнического музея на Лубянке и заканчивается кинотеатром «35 мм», кажется логичной: людям есть, откуда и куда идти. Парковочных карманов там тоже сделали вдвое больше, чем на Пятницкой. Но Покровку и Маросейку трудно назвать пешеходными зонами: это полноценные автомобильные улицы с двух- и трехполосным движением, и там по-прежнему достаточно узкие тротуары. Обновленные улицы пользуются успехом, но это неудивительно, если учесть, что до реконструкции прохожие на них не могли даже толком разойтись.
Площадь Гагарина — Киевский вокзал
В августе 2014 в Москве открыли самый длинный маршрут для гуляний, растянувшийся почти на 6,5 км от площади Гагарина до Киевского вокзала. Он пролегает через Нескучный сад, Андреевский мост, переулок Хользунова, а дальше фланирующие горожане попадают на мост Богдана Хмельницкого и площадь Европы.Эта зона оказалась совсем неудачной. Строго говоря, она пешеходная только наполовину: приятная для прогулок часть начинается от Нескучного сада, где есть все, что нужно для отдыха: велодорожки, пруды, танцевальная площадка, — и заканчивается Комсомольским проспектом. В переулке Хользунова мило, но машинам там все равно отведены для движения полноценные две-три полосы. А начиная от сквера Девичьего поля приходится все время идти через оживленные автомобильные улицы.
Зоны на окраинах
Всего до конца года в Москве обещают открыть около 40 пешеходных зон. Правда, в пределах Садового кольца появится только еще один небольшой участок — на улице Забелина от Солянского проезда до Старосадского переулка. А большую часть пешеходных пространств организовывают на окраинах. Там два типа маршрутов: с помощью одних с комфортом доходят от станций метро до дома, вторые — для гуляния в парках и рядом с реками. Создавать места для фланирования продолжат и после декабря: одним из самых масштабных проектов, намеченных на ближайшие годы, станет набережная на полуострове ЗиЛ. Километровый пешеходный участок на ней обещают обустроить а-ля каннская Круазет: с магазинчиками в первых этажах домов, деревьями, плиткой, лавочками и местами, с которых можно смотреть на реку. Ширина новой набережной составит 50 м — достаточно, чтобы пешеходы и велосипедисты не мешали друг другу.
Просто улицы
Открытые в этом году пешеходные зоны вызывают много критики. Прежде всего потому, что там сохранили автомобильное движение. С одной стороны, любители прогулок недоумевают: Пятницкая, Покровка и Маросейка не стали похожи на Кузнецкий Мост и Арбат, хоть их и превратили в красивые, по-европейски благоустроенные улицы. С другой — возмущены водители. Многие из них даже считают, что зоны делают не ради пешеходов, а назло автомобилистам — чтобы вытеснить их из центра, ведь припарковаться там становится все сложнее.
Тем не менее мэрия собирается обустраивать по типу Пятницкой не только новые зоны для прогулок, но и обычные городские улицы. Она разрабатывает большую программу благоустройства под названием «Моя улица», в которую войдет изрядная часть Москвы. Опыт недавно открытых зон можно использовать для улучшения вида всей столицы, но хочется, чтобы в новых проектах не повторяли очевидные недостатки прежних.