2013 — беговой и велобум с одновременной модой на лапшу и тефтели
Москва побежала
Бег становится самым модным московским видом спорта, переняв пальму первенства у пинг-понга. Бег — это больше не суровое занятие спортсмена, накручивающего круги по безлюдному стадиону на хмурой городской окраине. Теперь бег — это праздник в компании молодых, веселых и творческих, чему свидетельство бесконечные посты в инстаграме и «Фейсбуке». Московские бегуны объединяются в специальные клубы, а их тренировочной территорией становятся городские набережные, парки и улицы. Время от времени они сталкиваются с неадекватной реакцией горожан и регулярно слышат набивший оскомину вопрос: «А ведь бегать по асфальту вредно, да?». Однако количество энтузиастов только растет — как и продажи беговых кроссовок.
Кофе: альтернативное заваривание
Харио, пуровер, колдбрю и другие слова, раньше бывшие в ходу исключительно у профессиональных барист, за короткий срок становятся достоянием широкой общественности. Отныне в продвинутых кофейнях принято недоуменно вздергивать бровь, когда кто-нибудь заказывает капучино или латте. Высшим пилотажем считается пить черный кофе без всяких добавок: ничто не должно помешать прочувствовать вкус терруара. Буревестниками кофейной революции в городе становятся Ольга Мелик-Каракозова и Анна Цфасман — хозяйки Double B, где в приготовление кофе вкладывается такая же страсть, которую некоторые люди вкладывают в религию. Правда, как хорошие бизнес-стратеги, они не выводят из меню позиции с молоком: их цитрусовый раф, латте с шалфеем и другие авторские напитки играют решающую роль в позиционировании, помогая продать большое количество франшиз. Вдобавок всего через год моды изменились, и те, кто лишь фыркал при упоминании о капучино, сегодня утверждают, будто не придумано на свете лучшего сочетания, чем кофе с молоком.
Робер Лепаж ставит спектакль «Гамлет/Коллаж» в Театре Наций
Первая постановка в России одного из самых известных в мире режиссеров Робера Лепажа становится главным событием театрального сезона. Вместе с актером Евгением Мироновым они пытаются понять трагедию каждого персонажа шекспировской трагедии. И даже стать каждым из этих персонажей. Потому-то играет их всех сам Миронов, мгновенно преображаясь из принца, уязвленного скорой свадьбой матери после недавних поминок отца, в зависшего в воздухе призрака отца. Или в Полония — хлопотливого человечка в сером, мнящего, что у него все под контролем. Или в испуганную сыновней ненавистью мать. Или в потерявшуюся от жестокости любимого Офелию… Образы воспоминаний, или химеры из снов, один за одним являются, будто живые, и пространство услужливо в миг преображается, будто тоже живое. Художник Карл Фийон с помощью проекции на непрерывно вращающийся куб, словно в дни творения, превращает его то в звездную бездну, то в текущую реку, то в душную щель за ковром, где прятался Полоний. Такое соединение новейшей технологии, актерского мастерства и живой человеческой трагедии на московской сцене возникло впервые.
Гастростартапы
Молодые гастроэнтузиасты развивают невиданную активность: приготовление еды превращается в такое же модное занятие, как диджеинг лет пять назад. Большинство из них объединяет «Городской маркет еды» — главный смотр ресторанных стартапов, который придумала и с успехом воплотила в жизнь Настя Колесникова. Именно из «Маркета» вырастают The Burger Brothers, Crabs Are Coming, The Hummus и другие занятные и нужные городу концепции. Дальше — больше. В этом сентябре маркет впервые проходит ночью, причем участвуют не только киоски, но и разномастная еда на колесах: фудтраки, тележки, велобары. Подготовка к новому сезону проходит уже под девизом региональной идентичности: к участию приглашаются немосковские food-революционеры. А совсем скоро под вывеской «Местная еда» Колесникова хочет открыть первый киоск, где каждый месяц будет работать какой-нибудь новый проект.
Москва распробовала лапшу
И хотя попытки привить русскому человеку любовь к лапше предпринимались и раньше, именно 2013-й становится годом всенародного обожания собы, удона и рамена. Сытная, быстрая, дешевая и всегда горячая еда, которую удобно потреблять на ходу прямо из коробки, стремительно захватывает потребительские сердца, умы и кошельки. А многие начинающие рестораторы воспринимают жанр крохотных лапшичных как главный и самый очевидный фронт приложения своих сил. «Панда Лапша», открывшаяся прямо на крыльце РГГУ, назначает лапшу основой студенческих обедов. Патриотически настроенные ребята из «Иван-лапши» кормят эколапшой ручной работы из Оренбургской области. А Lucky Noodles, который был задуман важным ресторатором Аркадием Новиковым как камуфляжный вход в Mendeleev Bar, всего за 150 р. отдает удон с тремя вкусами на выбор.
Гастротермин года: митбол
Все гастрономическое сообщество делится на два враждующих лагеря, когда летом 2013-го открывается кафе Meatball Company и начинает продавать по 250 р. шарики из разного мясного фарша, называя их митболами. Те, кто при любых обстоятельствах борется за абсолютную чистоту русского языка, требуют немедленно заменить враждебное иностранное слово на более приятное отечественному уху «тефтели». А заодно, раз такое дело, равиоли на пельмени и пасту на макароны. Пока все ругались, митбольная тихо закрылась.
Новым художественным руководителем театра «Практика» становится Иван Вырыпаев
Вырыпаев одним из первых поддержал созданный Эдуардом Бояковым театр, перенеся на его сцену спектакли «Кислород» и «Бытие № 2». Новые пьесы он тоже отдавал в «Практику». В 2006 году был ее арт-директором. А с апреля 2013 возглавил театр. За один сезон, не отказываясь от сформировавшегося до него репертуара, ему удалось изменить общую мажорскую интонацию проекта. Теперь здесь не гонятся за модой, за медийными лицами, за злободневностью. Скорее думают о вечном и большее внимание уделяют художественному качеству премьер.
Велобум
Вообще говоря, Москва подсела на колеса гораздо раньше, но именно в этом году город повернулся лицом к велосипедистам. Прежде велопрокатом могли похвастаться только продвинутые парки вроде ПГ или Сокольников, а разного рода веломероприятия были результатом деятельности энтузиастов: они устраивали то покатушки в британском стиле Tweed Ride, когда джентльмены, одетые в вечно модный твид, свитера и гетры, и леди в элегантных платьях и шляпках неспешно крутили педали по направлению к какому-нибудь городскому саду, где все заканчивалось пикником; то велоночи, превращая заезд в увлекательную экскурсию по городу; то велопарады, чтобы продемонстрировать, как много москвичей отдает предпочтение двухколесному транспорту. Больше ничего никому доказывать не надо. Город опутан сетью удобных прокатов, и велосипедистам теперь везде у нас дорожка.