Борис Юхананов: «Свободное дыхание преодолевает любую рутину»
Происхождение нового имени бывшего Театра им. К. С. Станиславского понятно: ровно сто лет назад в этом здании открылся знаменитый кинозал — Электротеатр «Арс», а в 1950 году в нем начала работать труппа, происходившая из оперно-драматической студии К. С. Станиславского.
Вы планируете показывать в театре выставки, перформансы, фильмы в рамках клуба «Синефантом», ставить оперы, устраивать концерты, вести образовательную программу «Школа современного зрителя и слушателя», откроете книжную лавочку «Порядок слов» и кафе. То есть вы открываете новый культурный центр, а не просто театр?
В первую очередь это театр. Не культурный центр, не конгломерат разных художественных сопряжений, а именно театр. Я считаю, что театр находится в центре культуры в силу своих универсальных особенностей: изначального внимания к актеру, а с другой стороны — огромного внимания к тексту и выходу из-под его власти, к современному искусству и выходу из-под его власти, к форме, к синтезу. Театр питает современную культуру и принимает на себя ее трансформации: и кризисы, и радости.
В чем же особенность именно «Электротеатра Станиславский»?
Мы открываем театр режиссуры. Само по себе это искусство, которое на сегодня невероятно разнообразно, а в последние годы стало источником театральной революции, которая распространяется и в нашем отечестве. В это искусство хочется всмотреться и представить его мастеров — и наших, и зарубежных — заинтересованным, следящим за развитием театра людям. В силу этого и пространство, и деятельность, которую мы тут собираемся развернуть, приобретает определенные черты, которые выходят за рамки того представления о театре, которое сложилось в умах театральных людей. Мы создаем вокруг себя «электрозону», в которой будут происходить разные художественные происшествия, связанные с музыкой, с изобразительным искусством, с разными образами современной литературы, с образовательной программой — пространство, открытое для города. Сюда можно будет часто приходить с утра, взять чашечку кофе в нашем фойе. Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры. Проект можно назвать и дерзким, но, по-моему, он нормальный. Если спокойно, неторопливо работать, многое можно успеть.
Все спектакли старого репертуара вы закрыли. Много ли планируется премьер до конца сезона?
Много. Но плотно, в ежедневном режиме, мы начнем показывать спектакли уже в следующем сезоне. А сейчас надо дать режиссерам время освоить только что оборудованную площадку. Для основной сцены мы будем формировать репертуар по принципу «фабрики», как я его называю. Каждый мастер с уже сложившимся своим языком, своим форматом будет выпускать авторские спектакли. Начинаем, что мне кажется очень правильным, с греческой трагедии «Вакханки» в постановке Теодороса Терзопулоса 26 января.
В марте ученик Анатолия Васильева Александр Огарев представит пьесу современного американского драматурга «Анна в тропиках». Действие разворачивается в начале ХХ века на Кубе: под мерный голос мужчины-чтеца кубинские женщины на табачной фабрике скручивают сигары. А читает усатый красавец «Анну Каренину». И в тропиках разворачиваются толстовские страсти. В июле состоится премьера Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», открытую репетицию которого показали осенью на фестивале NET. И после этого сразу начнет репетировать замечательный режиссер, композитор и художник Хайнер Геббельс. Этот пока самый сложный для нас технологический проект мы покажем уже в следующем сезоне в октябре.
После правильного греческого начала вы планируете выпустить уже в традициях театра Станиславского собственную «Синюю птицу»…
Да, в конце февраля я выпущу «Синюю птицу» — спектакль в три вечера, где главные роли детей Тильтиля и Митиль сыграют старейшие актеры театра Владимир Коренев и Алевтина Константинова. Занята вся труппа — 70 человек. Там будет много превращений, аттракционов. Я пытаюсь осуществить в нем свое понимание «театра полноты». Я давно занимаюсь эпическим театром большой протяженной формы, разделенной на самостоятельные части.
Три вечера подряд в театр не все могут себе позволить ходить.
Это и не обязательно. «Синюю птицу» можно смотреть и как три отдельных спектакля, и даже каждый из семи актов отдельно. Билеты будут продаваться как на один вечер, так и абонементом на все три. Но в один день этот спектакль никогда играться не будет. Зато целый выходной день можно будет посвятить моей следующей премьере, намеченной на апрель, — «Стойкий принцип» по пьесам Кальдерона «Стойкий принц» и Пушкина «Пир во время чумы». Это будет новая авторская редакция спектакля, который я выпустил в прошлом году в театре «Школа драматического искусства». А в будни спектакль будет играться в два вечера. Следующая моя премьера большой формы в июне — оперный сериал «Сверлийцы» на музыку шести современных композиторов, известных по объединению «СоМа» («Сопротивление материалу»): Дмитрия Курляндского, Бориса Филановского, Алексея Сысоева, Алексея Сюмака, Владимира Раннева, Сергея Невского. Каждый из них по заказу театра пишет самостоятельную оперу на единый фантазийный сюжет, сочиненное мною либретто, посвященное параллельной реальности. В нем есть и сказка, и поэтическая печаль, и метафизика. С нами будет сотрудничать дирижер Филипп Чижевский, Московский ансамбль оркестровой музыки и вокальный ансамбль Questa Musica. От театра в «Сверлийцах» будет принимать участие пластическая группа.
А чем будет заниматься остальная труппа?
Остальные уже полтора года репетируют и в театре, и в арендованном нами помещении, этакой фабричной готике на «Белорусской», напротив переулка, по странному стечению обстоятельств называемого Электрическим. Огромный проект «Золотой осел» для малой сцены, которую мы тоже в следующем сезоне откроем, — это целый репертуар, особым образом формирующийся. Он пронизан некой драматической игрой. С одной стороны, показывает разнообразие индивидуальностей, а с другой — объединен общим подходом. Состоит этот проект из дебютов молодых режиссеров, по большей части выпускников моего образовательного проекта «МИР» — «Мастерская индивидуальной режиссуры». Они обучаются и театру, и кино, и телевидению, а теперь созрели для самостоятельной работы. Начинаем с романа Апулея: каждый из участников работает с фрагментами из «Золотого осла». Я их подхватываю и объединяю в каких-то беседах, комментариях, советах в единую композицию, которая превратится в отдельный спектакль. И одновременно с этим каждый молодой режиссер выбрал совершенно свободно тот текст из мировой литературы, который ему интересен. Прошли уже восемь репетиционных сессий. Отобраны пока пятнадцать спектаклей. Причем мотивы Апулея вмешиваются и в самостоятельные работы. «Осел», или юноша Люций, отправляется в новое путешествие по самым разным текстам европейской литературы. Зритель в течении следующего сезона постепенно будет знакомиться с пятнадцатью режиссерскими дебютами и внутри проекта увидит премьеру «Золотого осла».
Да, планов громадье.
Это еще не все. На следующий сезон мы уже запускаем работу над совместным проектом трех молодых режиссеров по чеховской «Чайке» — о подробностях пока говорить рано. И договариваемся с уже известными молодыми режиссерами о спектаклях для большой сцены. Мне очень ценно в этом поколении свободное дыхание, преодолевающее любую рутину.
Фото © Алексей Лерер, Евгения Сирина