Эдди Редмэйн: «В жизни есть только одна попытка»
После того, как Стивен Хокинг посмотрел байопик о себе, он первым делом написал режиссеру Джеймсу Маршу, что в какие-то моменты ему казалось, будто на экране он сам. Наверняка Эдди Редмэйн слышал эту историю сто раз, но когда я ему ее повторяю, лицо актера озаряет счастливая улыбка: «Это лучшая рецензия на свете. После такой можно хоть на покой уходить».
Вряд ли это возможно. 32-летний лондонец, более всего известный по роли в «Отверженных», наряду с Бенедиктом Камбербэтчем попал в обойму британских актеров, за которыми внимательно следит Голливуд — судя по номинации на «Оскар» и очень вероятной победе, работа Редмэйна понравилась не только Хокингу.
«Вселенная Стивена Хокинга» — скорее любовная драма, чем обычный байопик. Фильм снят по мемуарам первой жены астрофизика Джейн (ее играет Фелисити Джонс). Пара родила троих детей и развелась в 1995 году после тридцати лет брака, но хотя ожидаешь, что кино будет рассказано «с точки зрения бывшей», на самом деле все гораздо сложнее. И смешнее: на вопрос, работает ли «там у него», Хокинг невозмутимо отвечает: «Там все на автомате».
Редмэйн играет Хокинга с его студенческой молодости (диагноз болезни Герига ему поставили только в 21 год) до карьеры астрофизика-как-рок-звезды.
Можете вспомнить первую встречу с Хокингом?
Мне было ужасно неловко. Первое, что я ему сказал: «Вы родились 8 января, ровно через 300 лет после Галилея. Мой день рождения — 6 января, так что мы оба Козероги». Он продолжал что-то печатать, потом поднял голову и сказал: «Я астрофизик, а не астролог».
Вам было страшно играть его в кино?
Да я был в ужасе на протяжении всех съемок. Он ни разу мне не сказал ничего вежливого вроде: «Я рад, что вы играете меня в кино», так что для меня это было несколько месяцев бессонных ночей, когда я только и переживал, понравится ему или нет.
В фильме все, что связано с точными науками, показано очень понятно. Вы изучали историю искусств, так что вряд ли хорошо разбираетесь в астрофизике…
Для начала я открыл «Краткую историю времени», которая вечность пылилась у меня на полке. Сначала все пошло неплохо, я даже поймал себя на мысли, что наконец пойму, как устроена вселенная (смеется). И где-то между 17-й и 24-й страницами сообразил, что вообще не понимаю, что происходит. Так что пришлось брать консультации у давнего студента Хокинга, который сам теперь преподает. Он мне рассказывал про теорию струн, а я ему: «Представьте, что мне семь лет».
Сцена, где Хокинг, перед тем как обратиться к врачу, падает на землю и разбивает голову, получилась очень сильной.
Да, обычно люди, падая, выбрасывают перед собой руки, но при боковом амиотрофическом склерозе человек падает как бревно. Конечно, может показаться, что ставить трюки на «Вселенной Стивена Хокинга» не так интересно, как, например, на «Мстителях». И все равно постановщики проделали блестящую работу: привязывали мне руки и «роняли». Снимали в Кембридже — представляете, какие снимки делали зеваки.
Как вы физически готовились к роли человека с таким недугом?
Я работал с танцовщиком, который помогал мне развивать определенные мышцы, позволяющие телу долго находиться в неудобных положениях так, чтобы при этом выглядеть расслабленно.
Обычно в фильмах о гениях семью показывают как помеху на пути к величию. Здесь же, наоборот, счастливые отношения Хокинга с женой помогают ему работать и развиваться…
Точно. Во всем можно найти вдохновение и радость. Дети Хокинга Люси и Тим (с третьим, Робертом, я никогда не встречался, он живет в Америке) рассказывали мне, что в детстве использовали кресло-каталку отца как коляску и оставляли на его голосовом устройстве матюки.
Чему вы научились, работая над ролью?
Первое: Стивена и Джейн определяют не помехи на их совместном пути, а сила воли, с которой они с этими помехами справлялись. Второе: время относительно. Стивену врачи дали два года жизни, и каждую минуту сверх этого срока он воспринимает как подарок. Каждую минуту каждого дня он проживает максимально полно. Раньше я мог начать унывать, если день не задался. Теперь я четче осознаю, что у нас в жизни только одна попытка.